Что ещё предстоит сделать?

Сегодня в области действуют 1 353 общеобразовательные школы, 18 из которых – специализированные, 41 частная и одна Президентская. С нового учебного года в 68 школах Самарканда в качестве эксперимента вместо пятибалльной системы оценивания знаний вводится критериальная система. Чем она принципиально отличается от прежней и как повлияет на успеваемость учеников? Об этом и другом нам рассказала руководитель пресс-службы областного управления дошкольного и школьного образования Бахтигул Каршиева.

- Ранее новая система была апробирована в 500 школах столицы и получила массу негативных отзывов родителей, - отметила Б. Каршиева. - Но специалисты отмечают, что по официальным данным, успеваемость учеников в столичных школах повысилась с 53% до 59%. Проект оценки знаний разрабатывался Центром педагогического мастерства и международной оценки при Агентстве специализированных образовательных учреждений и опирался на международный опыт в сфере образования (Сингапур, Финляндия и другие). В школах стран Центральной Азии уже давно перешли на такую систему оценивания знаний учащихся. На изучение и разработку этой системы в Узбекистане ушло 1,5 года. В 2021 году систему внедрили в специализированной школе Мухаммада Аль-Хорезми.

Система передачи знаний основывается на специализированных программах, соответствующих интересам и способностям учащихся 10-11 классов. Старшеклассникам предложили на выбор восемь обязательных предметов и два факультативных. Обязательными дисциплинами остаются химия, биология, математика, физика, история, право, родной язык и литература, иностранный язык. Другие два предмета старшеклассники могут выбрать по желанию.

В настоящее время 113 школ области имеют статус «современной школы», их количество планируется увеличить до 209. Здесь стоит уточнить, что статус - это оценка учебного заведения по следующим направлениям: процесс образования и воспитания, управление общеобразовательным учреждением, обеспеченность квалифицированными специалистами, уровень материально-технической базы и инфраструктуры. 

В настоящее время в Самаркандской области количество учителей с национальными и международными сертификатами увеличилось с 1 216 до 2 444. В пять раз (с 16 до 96) увеличилось и количество школ, обучающих учащихся двум иностранным языкам и одной профессии. А доля учителей средних специальных учебных заведений снизилась с 14,8 процента до 6 процентов. Продолжается практика привлечения иностранных преподавателей.

О повышении качества образования свидетельствуют и успехи учеников. 54 школьника заняли призовые места в предметных олимпиадах в республике, в результате команда области в общекомандном зачете заняла первое место по республике. В Международной математической олимпиаде с участием 576 талантливых учащихся из 30 стран ученик 9 класса 48-школы Каттакурганского района Давронбек Дониеров занял третье место и завоевал бронзовую медаль.

В прошлом году студентами зарубежных вузов досрочно стали 978 выпускников, в этом году показатель достиг отметки – 1 525.  36 наших выпускников были приняты студентами в высшие учебные заведения престижных вузов таких стран, как США, Германия, Италия, Франция, Япония, Корея и Китай.

К примеру, выпускник специализированной школы №1 Иштыханского района Самандар Махмудов досрочно был принят в восемь университетов США и выиграл грант в размере 130 тысяч долларов.

- Но не все гладко в образовании, здесь есть и пробелы, - сказала Б. Каршиева. - В минувшем году ни один выпускник из 26 школ области не поступил в государственные вузы. Самые худшие показатели у  восьми школ Кошрабадского района (№№ 6, 8, 51, 54, 61, 63, 84, 86) и в шести  школах Ургута  (№№ 55, 72, 86, 104, 125, 144). Выпускники 43-х школ области на вступительных экзаменах показали худшие результаты и набрали менее 56 баллов.

В заключение диалога наша собеседница рассказала о планах. До конца года за счет реконструкции и капитального ремонта общеобразовательных школ и строительства новых будет создано 23 878 ученических мест.

В новом учебном году продолжится реализация проекта «Класс» («Зўр!») по привлечению иностранных специалистов на работу. Ожидается, что в новом году на работу будут приняты еще 24 иностранных преподавателя-специалиста (11 учителей английского, немецкого, французского и 13 русского языков).

«Отмечу, что проект «Класс!» («Зўр!») - является флагманом российско-узбекистанского сотрудничества в области общего образования. Данный проект рассчитан на 10 лет, а, следовательно, и результаты, которые мы ожидаем получить, будут долгосрочными и, надеюсь, внушительными», -заключила собеседница.

Замира БАЛТАЕВА.