Бухарой можно наслаждаться бесконечно

В эти праздничные дни коллектив объединенной редакции газет «Зарафшон» и «Самаркандский вестник» по доброй традиции отправился в путешествие. Как и два года назад - в удивительную Бухару с более 140 архитектурными памятниками, которые невозможно посетить за один визит.

В прошлую свою поездку коллектив путешествовал по традиционно заданному маршруту и знакомился большей частью с городскими достопримечательностями – минаретом Калон, городской цитаделью Арк, и прогуливался по Лаби-хаузу в центре Старого города. В этом году журналистам предложили посетить Семь пиров Бухары, другими словами мусульманские святилища, места захоронения святых суфиев.

 Наш тур начался с посещения мавзолея Ходжа Абдалхалик аль Гиждувани, духовного наставника, проложившего тропу учения Накшбанди. Абдалхалика аль Гиждувани связывают духовные звенья десятого поколения пророка. Айван мавзолея с десятью колоннами и подпорами является символом упомянутой династии. Во времена Ходжи Абдалхалика аль Гиждувани мавзолей был чилляхоной, куда во время сорокадневной изнуряющей жары приходили помолиться.

Затем путь продолжился в мавзолей Хаджа Мухаммад Ариф ар-Ривгари. Муршид Хаджи Арифа Ривгари был учеником великого муршида Абдулхалика Гиждувани. После смерти великого учителя он получил разрешение быть духовным наставником для других. До конца своей жизни вел активную религиозную деятельность. Есть легенда, что Хаджи Ариф прожил 150 лет. Он был похоронен в селении Шафиркан в Бухарском регионе.

Во второй половине дня мы направились  в Вабкент - к мавзолею Ходже Махмуду Анжир Фагнави.  На его территории есть красивый колодец со святой водой. По периметру расположены айваны,  разбит многосезонный сад. Сам Фагнави был плотником и садовником, и свое прозвище Анжир получил не просто так. Когда-то к хану приехал гость, который вдруг в феврале изъявил желание съесть свежий инжир. К  Фагнави был отправлен слуга с требованием сотворить чудо. На зиму в Узбекистане инжир, как известно, прикапывают землей, чтобы он не замерз. И вот на глазах у изумленного слуги чудотворец опустил руку в холмик с инжировым деревом и достал оттуда свежий плод.

Второй день путешествия началось с посещения мавзолея Ходжи Азизона - известного в народе как исполнителя желаний. Азизон, прозванный в народе почтенным шейхом, - один из самых  известных духовных наставников. Родился он в 1195 году и почти всю жизнь прожил в Кургане, работая ткачом. Именно благодаря Азизону, произошло поистине невероятное событие – монгольские ханы приняли ислам. Монголы считали суфийских наставников чудотворцами.

Далее мы направились в село Самос, к могиле великого суфия и земледельца  Бобо ас Самоси, который родился  в 1259 году. Именно он предсказал появление на свет Бахауддина Накшбанди. Усыпальница святого Бобои Симоси является местом поклонения для сотен тысяч мусульман со всего мира.

Ближе к вечеру мы направились в Бухару, к мавзолею  Саида Амир  аль Кулола, в селение Сухор. Это большая территория, с мечетью, красивейшим мавзолеем, садом  и цветником. Шейх родился в 1287 году, в семье гончара. Кстати, слово «кулол» переводится как гончар. Этим древним ремеслом Мир Кулол владел в совершенстве. 

В Бухаре до сих пор существует обычай «Подача руки и подвязывание пояса», по которой будущий мастер должен обязательно посетить святые места древних наставников Мир Кулола и Бахауддина Накшбанди. Затем приготовить плов для друзей и соседей и соблюсти сорокадневный пост, не выходя на улицу.

Существуют летописные свидетельства, что Шейх Сайид Амир Кулол был первым пиром великого императора Амира Темура, с которым он встречался в 1363 г.

Ближе к вечеру коллектив редакции посетил мавзолей матери Бахауддина Накшбанди, согласно его пожеланию: «Пусть приходящие навестить меня  вначале навестят могилу моей матери и наставника». Это очень уютное красивое место, где находится мечеть XVIII века, небольшой красивый минарет, святой источник, зиератхона. Сюда приходят молодые матери с детьми,  приносят угощения  и отдыхают. Неподалеку разбит большой сад, названный Ферганским. Это место бухарцы когда-то отдали ферганцам под посадку фруктовых деревьев, которых было посажено около пяти тысяч.

Наш тур завершился посещением мавзолея основателя суфийского ордена Накшбандия - Бахауддина Накшбанди. У него было несколько профессий, и в каждой он достиг совершенства. Он был ткачом, гончаром и резчиком по металлу, за что получил прозвище Накшбанд (художник). Следуя его примеру многие суфии  прекратили бродяжничество и последовали за ним, начав зарабатывать на жизнь ремеслом, следуя принципу: «Руки – делу, сердце – Богу».

В величественном мавзолее было многолюдно. Возможно потому, что по преданию, троекратное посещение святого места приравнивается к «хаджу» в Мекку и Медину.

Наша поездка подошла к концу, путешествие в город-музей запомнилось еще и старыми улочками, вечерними пешими прогулками, красочными фотографиями, захватывающими историями нашего гида Собиржона Юсупова и, конечно, добрыми воспоминаниями от поездки.

Замира БАЛТАЕВА.

Фото Б. Мустанова.