Анализ предлагаемых изменений в Основной закон
Депутаты Законодательной палаты парламента вновь единогласно приняли решение об очередном продлении срока всенародного обсуждения проекта поправок в Конституцию - на 15 дней, или до 1 августа. В связи с этим продолжаем анализировать предлагаемые поправки в Основной закон страны.
В статье 7 Конституции РУз провозглашается: «Народ является единственным источником государственной власти».
Статья 11 гласит: «Система государственной власти РУз основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Теперь читаем предлагаемую поправку в часть первую статьи 111: «Высший судейский совет РУз является независимым органом судейского сообщества, обеспечивающим формирование судебного корпуса, соблюдение конституционного принципа независимости судебной власти».
Так народ или Высший судебный совет РУз является ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ?
Далее статья 10: «От имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажлис и Президент республики. Никакая часть общества, политическая партия, общественное объединение, движение или отдельное лицо не могут выступать от имени народа Узбекистана.
А вот уже в статье 249 Гражданско-процессуального кодекса РУз звучит: «Суд принимает решение ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН».
Формирование судебного корпуса входит в полномочия Высшего судебного совета РУз и соответствует требованиям ЗРУз «О судах», здесь нет никаких противоречий. Но назначение Высшим судейским советом РУз судей до Верховного суда РУз прямо противоречит статье 10 Конституции РУз, т.к. судебные решения, принимаемые этими судьями, ЗАКОН обязует выносить именем Республики Узбекистан, что предполагает судьям иметь официальный документ от Президента или Олий Мажлиса РУз о праве выносить решение от имени народа Узбекистана.
По смыслу закона Высший судебный совет ФОРМИРУЕТ судебный корпус и дает на них представление, но НАЗНАЧАТЬ на должность судьи могут только Президент РУз или палаты Олий Мажлиса РУз. Не надо путать формирование судебного корпуса судей с их назначением, это абсолютно разные процедуры, которые должны соответствовать требованиям Конституции РУз.
Кроме того, статья 10 Конституции РУз прямо запрещает любой части общества, судьям, назначенным судебным сообществом, выступать от имени народа Республики Узбекистан (или именем РУз, что является синонимом), которые не были избраны единственным источником власти.
Вновь цитирую статью 14 ЗРУз ʺО порядке подготовки проектов законов и их внесения в законодательную палату Олий Мажлиса РУзʺ, где черным по белому написано, что подготовка проекта закона основывается на глубоком изучении состояния законодательства, выявлении пробелов и противоречий, негативно влияющих на правовое регулирование определенной сферы общественных отношений. Но вот еще одно противоречие.
В статью 15 Конституции РУз хотят внести поправку: «Конституция Республики Узбекистан имеет ВЫСШУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ СИЛУ, прямое действие и применяется на всей территории Республики Узбекистан».
В то же время статья 112 гласит: «Судьи независимы, подчиняются только закону».
Вторит ей и статья 118: «Надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории РУз осуществляют Генеральный прокурор РУз и подчиненные ему прокуроры».
А где Конституция РУз? ЗАБЫЛИ?
И опять приходится цитировать статью 21 указанного выше закона, что используемые в проекте законодательного акта понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, принятым в законодательстве, исключающим возможность различного толкования.
Анализируем дальше.
Статья 1: «Узбекистан - суверенная ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ республика».
В статью 112 хотят внести следующую поправку: «СУДЬИ НЕСМЕНЯЕМЫ. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом».
Позволю напомнить, что слово «демократия» (от греч. demos - народ и kratos - власть) - политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем государственной власти.
А что в демократическом государстве означает «судьи НЕСМЕНЯЕМЫ»? Добавим к этому «неприкосновенность судей гарантируется законом» плюс «уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено ТОЛЬКО Генеральным прокурором РУз» и получим отнюдь не демократию, а самую настоящую монархию. Монархия - это форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу.
Неисполнение постановлений Президента РУз или Конституционного суда РУз сейчас для судей, как пылинка в ресничке, а после принятия такой поправки они по статусу станут выше, чем Президент РУз, которого должны избирать, а судей хотят сделать несменяемыми.
Собир ЯКУБЖАНОВ,
г. Самарканд.
Начало в №55.
Продолжение следует.