Улицы отремонтируют, придётся потерпеть

Две центральные улицы города Самарканда будут закрыты для автопотока на ближайшие несколько месяцев: здесь полным ходом идут реконструкционные работы. Что именно будет сделано во время реконструкции, во сколько это обойдется государственному бюджету и как долго придется терпеть самаркандцам неудобства из-за перекрытых дорог – представителям телевидения, печатных и интернет-СМИ рассказали специалисты-строители в ходе пресс-тура, организованного хокимиятом города Самарканда.

Как пояснил главный специалист хокимията города Самарканда Фируз Нажмиддинов, строительные работы на улице Гулобод начались по указанию Президента страны Шавката Мирзиёева. Во время его визитов в Самаркандскую область 27-28 августа и 2 сентября 2017 года Глава республики распорядился построить современную автомагистраль на пересечении дороги Г-34 и улицы Гулобод Самаркандского района, которая ведет к мемориальному комплексу Ходжи Ахрора Вали. По данному поручению, в рамках программы «Обод махалла», 4 октября 2017 года было принято решение хокима города Самарканда.

По словам специалистов, дорога на протяжении 2,4 километра с девяти метров будет расширена до 15-ти – она станет четырехполосной. По обеим сторонам дороги проложат ирригационные лотки, тротуары, установят уличное освещение. На все эти работы направлено 18 миллиардов сумов. Заказчиком реконструкции выступает государственное унитарное предприятие «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования», проектировщиком – ООО «Дорожно-проектное бюро», подрядчиком – ГУП «Каттакурганское дорожное строительство».

Помимо этого, здесь будут полностью обновлены водопроводные, газопроводные, канализационные сети, а также телефонные и электрические кабели. На это планируется потратить еще 24,9 миллиарда сумов.

Как заверил Ф. Нажмиддинов, расширение дороги запланировано без сноса домов жителей, будут выравниваться только козырьки некоторых строений. Однако, к сожалению, пострадают 75 деревьев, на вырубку которых уже дано разрешение госкомэкологии.

Во время пресс-тура мы не могли не заметить недовольство некоторых местных жителей. Так, при рытье траншеи были задеты водопроводные трубы нескольких домостроений по улице Гулобод.

- Да, наш водопровод повредили, но с помощью шланга разрыв был устранен, - говорит Х. Саматов. – Поэтому с водой сейчас проблем нет, зато есть проблема проезда, очень долго приходится идти пешком до проезжей части, а потом ждать транспорт, чтобы поехать на работу. На своей машине пока не поездишь. Но если у нас постоянно будут свет, газ, вода, то я готов потерпеть.

А вот у жителей по другую сторону дороги появились сомнения по поводу целесообразности замены водопроводной трубы. С советских времен здесь проложена чугунная водопроводная труба. Зачем ее менять на стальную, которая быстро заржавеет и продырявится?

Мы поинтересовались качеством прокладываемых новых труб. Увы, представители ГП «Сувокова» не смогли на месте дать вразумительный ответ на этот вопрос. Но ответ предоставила информация на этикетках на внутренней стороне труб, которые лежали вдоль траншей. Сверившись с сетью Интернет, выяснилось, что это трубы российского производства ГОСТа 10705-91/80, которые изготавливаются из углеродистой и низколегированной стали. Они прямошовные, электросварные. Действительно, срок их эксплуатации не такой, как у труб чугунных, и составляет, по российскому ГОСТу, 30 лет. А если учесть повышенную жесткость самаркандской воды, то этот срок сокращается. Деструктивным фактором для образования ржавчины и всяких налипаний выступает сварное соединение. Со временем такие трубы придется реновировать. Надеемся, процесс реновирования к тому моменту будет цивилизованным и не будет сопряжен с очередным копанием траншей, которые так обезображивают наши улицы и ведут к огромным финансовым затратам. Например, во многих странах уже сейчас набирает популярность бестраншейный метод, когда внутрь старой трубы протаскивается с помощью специального оборудования новая, полиэтиленовая труба. Быстро, экономно и очень надежно!

На вопросы, сколько времени жителям терпеть неудобства, связанные с реконструкцией дороги, и как быть тем, кому неожиданно понадобятся услуги скорой медицинской помощи, специалист хокимията ответил:

- Окончить все работы по прокладке коммуникаций и реконструкции дороги планируется в первом квартале 2020 года. В первую очередь, сейчас прокладываются все подземные коммуникации. Когда зароют все траншеи, для жителей улицы – только для них и проезда «скорой» – дорогу частично откроют. По мере асфальтирования автотрассы, ее участки будут опять на время перекрываться. Будем молиться, чтобы экстренных случаев на улице не было, и все жители были бы живы и здоровы.

Здесь уместно заметить, что объездные пути, по которым нынче добираются жители пригорода в Самарканд и наоборот, также требуют внимания как со стороны дорожных и коммунальных служб, так и правоохранительных органов. В соцсетях уже появились фотографии «благоустроенных» внутримахаллинских улиц, «приютивших» на время мощный автопоток. А если учесть, что сейчас учебный год, на носу осенне-зимний период с дождями и морозами, то внимание требуется усиленное.

После Гулободской улицы журналистов повезли показывать, что происходит на пересечении улиц Бустонсарой и Рудаки. На улице Рудаки планируется строительство 93-метрового тоннеля и возведения 534-метрового моста  над тоннелем по улице Бустонсарой.

Масштабное строительство задумано по указу Кабинета Министров РУз от 17 мая текущего года. Все работы осуществляют АО «Узбекистон темир йуллари» и ГУП «Куприккурилиш».

- В соответствии с Указом в Самарканде запланировано строительство 10 мостов, - говорит заместитель хокима города Самарканда Рустам Олимов. – Мост на Рудаки – первый. Стоимость проекта составляет 68 миллиардов сумов.

Как пояснил прораб Б. Мирзабеков, вдоль улицы Бустонсарой будет построен подземный переход шириной 6 метров и высотой 3 метра. Трамвайные линии по улице Рудаки пройдут через тоннель. В строительстве будут использованы материалы только отечественного производства, многие из которых сделаны в Самарканде.

На вопрос, заключен ли договор с институтом археологии, ведь не исключено, что во время работ могут быть обнаружены какие-либо артефакты, - журналистов заверили, что договор такой имеется. В случае обнаружения интересных находок археологи будут тут же оповещены, а работы по строительству приостановлены.

 Отметим, что в настоящее время закрыт проезд от пересечения дорог Бустонсарой и Рудаки. Позже будут перекрыты и другие три участка этой дорожной развязки. В связи со строительными работами движение трамвая, курсирующего по направлению «Железнодорожный вокзал - Сиабский базар», временно приостановлено.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото Б. Мустанова и Р. Амирова.