Спасибо за автобусы, но будьте добры…
12 июня в Самарканде возобновилась работа общественного транспорта. Правда, запуск нельзя назвать полноценным, потому что вместо 54 направлений действует 47, по которым курсируют 160 автобусов. Но это не единственная проблема…
- С 15 июня мы полностью запустили весь парк автобусов, но из-за низкого пассажиропотока сократили количество автобусов, курсирующих по маршруту №№ 8, 13, 45, 50, 61, - говорит пресс-секретарь управления транспорта области Шерзод Халилов. – Сейчас в области из 297 имеющихся автобусов (помимо городских) пассажирский сервис оказывает 101 автобус. Все они оснащены валидаторами для взимания платы за проезд платежной системой TezCard. Также все автобусы проходят дезинфекцию после каждого рейса.
Прибыв на конечную станцию автобусов, расположенную у железнодорожного вокзала, со съемочной группой областного телевидения мы понаблюдали за работой общественного транспорта и убедились в том, что соблюдать карантинные условия не спешат ни пассажиры, ни сами водители автобусов.
Съёмочная группа областной телерадиокомпании проводила съемки сюжета о запуске пассажирских автобусов. Седоватый мужчина на камеру провел обработку салонов, но как только съемочная группа уехала, мужчина «приземлился» под деревцем.
На мой вопрос – будет ли он обрабатывать другие стоящие тут же автобусы - мужчина ответил:
- Зачем мне их обрабатывать? Я только 73-й маршрут дезинфицирую, другие маршруты должны делать это сами.
Как оказалось, обязанность по дезинфекции в конце каждого рейса легла на плечи водителей, но не все рады дополнительной нагрузке. Кроме того, не у всех водителей в наличии оказался дезраствор с распылителем.
- В первый день запуска автобусов я утром решила доехать до знакомых, но тут же пожалела: водитель автобуса №27 не начал свой маршрут, пока не заполнил салон битком, - говорит жительница махалли «Обод маскан» г. Самарканда Хуршида Эрназарова. - Я понимаю, что водитель заинтересован в том, чтобы заработать как можно больше денег, но разве он не должен соблюдать правила в период карантина? Теперь я каждое утро вынуждена ездить на работу и обратно домой, в массив Корасув, на такси. Правда, это удовольствие не из дешевых, но для меня гораздо важнее моё здоровье.
В соседних странах в дни карантина в общественном транспорте заполняются лишь сидячие места. Пассажиры не стоят так близко друг к другу. Почему у нас правила лишь на бумаге? Почему на автовокзале нет дезинфектора, который, помимо обработки, должен проверять температуру пассажиров? Печально, что руководители автопарков и водители остаются равнодушными к здоровью и жизни окружающих.
Работающий на конечной автостанции железнодорожного рынка контролёр Шохмат Мансуров вовсе не похож на контролера. По совместительству он торгует в своем «офисе» прохладительными напитками и где-то в уголочке хранит тетрадку для «проверяющих». В тетради нет времени и дат прибытия автобусов, а сама тетрадь создана для формальности…
- Сейчас курсируют не все автобусы, а лишь 3-4 с каждого маршрута, поэтому я не заполняю тетрадь, - виновато произносит котроллер. – С 1 июля, как только запустят все рейсы, мы будем фиксировать каждый рейс.
К сожалению, карантин расслабил людей, которые за пару месяцев вынужденного отдыха не сделали никаких выводов и не начали относиться к работе ответственнее.
Еще одна проблема выявляется в конце рейса, когда нужно платить за проезд. За час я пообщалась с десятком водителей, но ни у одного в автобусе не оказалось валидатора! Только в автобусе маршрута №73 был валидатор, но, увы, не работающий. Как только я протянула карточку, водитель начал искать отговорку, мол, нет зарядки, платежная система сейчас не работает и так далее.
- Нам вообще не дали валидатор, - признался водитель автобуса №3 Шават Гулямов, имеющий многолетний стаж работы. – Хотя зачем он мне, ведь клиентов с картой не так много...
О дезинфекции автобуса он сказал, что утром взял раствор для обработки и попросил опрыскивать им салон того же человека, который обрабатывал 73-маршрут.
Кстати, управляющий самаркандского филиала ООО TezCard Шерзод Эшмурадов на вопрос о валидаторах признал, что сейчас идет обновление системы, поэтому в некоторых автобусах возможны сбои во время платежа. Но ситуация будет налажена в течение ближайших двух дней.
- Мы боремся с тем, чтобы водители не отказывали пассажирам в оплате картой, - говорит Ш. Эшмуратов. – Для автопарков, конечно, выгоднее получать оплату наличными, поэтому у нас есть call-центр, номера которого указаны на обратной стороне карты, куда могут позвонить их владельцы в случае возникновения проблем. Мы стараемся разобраться в каждой ситуации, выезжаем на место. До введения новой системы мы провели обучение всех водителей и кондукторов по использованию мобильных валидаторов. И ещё. Заряженный валидатор можно использовать около трех дней без подзарядки. Напомню, что в случае отказа принять оплату картой, пассажир имеет право не заплатить за проезд.
З. БАЛТАЕВА.
Фото автора.