Истории женщин, о которых нельзя молчать
Проблема домашнего насилия влияет на жизнь огромного количества женщин в стране. ННО «Рахмдиллик» в Самарканде помогает женщинам, оставшимся без средств к существованию, на улице, столкнувшимся в своей жизни с насилием, и тем, кто был на грани самоубийства. Многие из них, благодаря этой организации, уже получили или получают юридическую и психологическую помощь, временное жилье, профессию и работу.
Основательница организации «Рахмдиллик» Бибисора Арипова более 20 лет помогает каждой найти силы начать новую жизнь. Средний возраст женщин, вынужденных обращаться за помощью, составляет 18-35 лет.
- В первую очередь, мы помогаем женщинам поправить своё здоровье, - говорит Бибисора Арипова. - Уже потом, как только исчезает подавленное состояние, мы начинаем вместе с ними решать их проблемы, включая содержание себя и своей семьи. Мы будим в них интерес к жизни, мотивируем. Скажем, мы даем кому-либо корову. Первое время они сами пьют молоко, затем продают соседям, а позже думают, как из молока начать делать различную продукцию, которая принесет гораздо больший доход.
Также в ННО открыт швейный цех, где женщины могут обучиться швейному ремеслу. Бывшие ученицы уже зарабатывают этим, принимая заказы от клиентов. Сейчас обустраивается хостел при шелтере, доходы от которого будут направляться на оказание помощи женщинам, пострадавшим от насилия. Кстати, в хостеле будут работать те из женщин, кто остро нуждается в трудоустройстве.
В минувшем году ННО «Рахмдиллик» реализовала пилотную программу реинтеграции и расширения экономических прав и возможностей жертв насилия. 50 женщин из нашей области прошли обучение на тренингах и получили знания и навыки для запуска стартапов.
Программа реинтеграции направлена на профилактику попадания женщин из группы риска в кризисную ситуацию и расширение их социально-экономических возможностей. Она включила в себя шесть модулей: правила общения в семье, навыки в решении конфликтов, юридическая подготовка, профессиональное обучение, разработка бизнес-плана и планирование семейного бюджета. За 2018-2019 годы в ней приняли участие более 650 женщин. По ее итогам была организована выставка изделий, а 50 женщин получили гранты ACTED в виде оборудования и необходимых материалов.
Когда нет смысла продолжать жить
Дилором еще в детстве лишилась матери. Её воспитанием занималась бабушка. Отец, спустя год, женился. В 18 лет ее выдали замуж. Прожив четыре года в браке, она решила, что больше не может терпеть унижения и издевательства.
- Из-за частых скандалов с мужем и свекровью я ушла из дома, - рассказывает женщина. - Мне пришлось оставить моего малыша, так как я понимала, что не смогу прокормить его. У меня не было ни работы, ни жилья, ни средств для существования… Возвращаться в отчий дом я не хотела, потому что в доме меня никто не ждал. Были дни, когда я ночевала на улице. Но однажды мне удалось найти работу посудомойки в кафе. Я попросила хозяина разрешить мне ночевать в одной из комнатушек. Так я прожила несколько лет, пока родственники не нашли мне очередного мужа. Я вышла замуж, надеясь на то, что на сей раз обрету счастье. Несмотря на то, что у него было двое детей с инвалидностью, я согласилась выйти за него замуж. Спустя год, у меня родился сын. Было очень сложно справляться с тремя детьми, свекровь каждый вечер жаловалась на то, что я не успеваю заниматься домашними делами. Муж злился и начал избивать меня.
Однажды после очередных побоев Дилором оказалась в больнице. У женщины диагностировали сотрясения мозга. Понимая, что насилие будет продолжаться, она ушла из дома. Некоторое время скиталась по улицам. Узнав об ННО «Рахмдиллик», обратилась к ним. Вот уже два месяца как находится здесь, прошла курс лечения. Как сложится ее жизнь дальше – покажет время.
Раздел имущества привел к разводу
Саодат из Каттакургана, выйдя замуж за возлюбленного, не думала, что будет несчастлива в браке. Муж работал трактористом, вот только три невестки, жившие в одном доме, не могли поладить друг с другом. Семейные ссоры в семье превращались в скандалы с рукоприкладством.
- Очень сложно жить в доме, где каждый считает тебя врагом, - говорит Саодат. – Родные люди не могли поделить наследство живых родителей. Каждый считал, что весь дом принадлежит только ему. После того, как у меня умерла моя девятимесячная дочь, я решила, что больше не смогу жить в этом доме. Мой муж, недолго думая, женился на другой женщине. Я же оказалась здесь. Единственное о чем жалею, что не получила образование. Сейчас я обучаюсь швейному ремеслу и мечтаю дать хорошее образование своей 18-летней дочери.
Нездоровый ребёнок и распад семьи
Жительница Денау, 34-летняя Бахтигуль, очень рано потеряла родителей. В их семье, где росли четверо детей, каждый был приучен к труду. Однажды Бахтигуль предложили заработок в Самарканде, по дороге в город она познакомилась с будущим мужем. Он работал таксистом и предложил ей выйти за него замуж. На тот момент Бахтигуль было 30 лет.
- Сняли квартиру, не желая обременять родителей, - рассказывает Бахтигуль. – Спустя год, у нас родился ребёнок. Рождение сына не принесло радости, так как он был нездоров. Первые месяцы мы надеялись на его выздоровление, но улучшений не было. Понимая, что все наши усилия тщетны, муж ушел из семьи. Сейчас моему сыну три года. Он не может самостоятельно ходить, кушать и разговаривать, но я продолжаю бороться за его выздоровление и верю в то, что мои усилия не будут напрасны.
Очень сложно женщине одной поднимать ребёнка с инвалидностью, поэтому за помощью Бахтигуль обратилась в ННО «Рахмдиллик». Здесь она обучилась шить занавески, сейчас принимает заказы и тем самым подрабатывает на лечение.
- Не знаю, чтобы я делала, если б не помощь и поддержка руководителя ННО Бибисоры Ариповой. Благодаря ей, многие женщины обретают надежду и приобретают смысл в жизни, - заключает Бахтигуль.
Замира БАЛТАЕВА.