Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Что нужно стране, чтобы добиться результатов Сингапура и ОАЭ?

Менее двух лет осталось до того момента, когда Узбекистан будет отмечать тридцатилетие своей независимости, становления на путь самостоятельного развития. Какими результатами будет ознаменован этот исторический юбилей? Удастся ли за этот период времени стабилизировать экономику и создать предпосылки для её устойчивого развития? Думаю, эти пункты будут раскрыты в предстоящем обращении Главы государства к обновлённому парламенту.

 Для того чтобы правильно воспринять их, а также иметь более широкое представление о завтрашнем дне, нужно разобраться в тех причинах, которые до сих пор тормозили социально-экономическое развитие Узбекистана. Попробуем совершить экскурс по тем экономическим событиям, которые происходили  в новейшей истории страны.

Обретя независимость и получив возможность самостоятельно распоряжаться накопленным национальным богатством, мы повели себя весьма странным образом. Не проанализировать факторы, сопутствующие процессам глобализации, проигнорировав потенциал научных экономических теорий, мы закрылись от окружающего мира, гласно или негласно объявили различные формы независимости, - зерновую, энергетическую, автомобильную, образовательную. На словах ратуя за рыночную экономику, на деле обрекли большинство населения на самый низкий уровень удовлетворения жизненных потребностей. Вместо того, чтобы воспользоваться потенциалом отечественного сельскохозяйственного машиностроения и на этой основе повысить конкурентоспособность аграрного сектора, решили отказаться от его механизации, возложив такой изнурительный труд, как сбор (уборка) хлопка-сырца, на плечи женщин и детей. На развитие сельского хозяйства направлялось всего 3-4 процента от общего объёма инвестиций, отсюда и неуклонный рост цен на продукты питания.

Теперь уже не секрет, что инвестиционная деятельность носила бессистемный характер, осуществлялась без опоры на строгие расчёты и глубокие маркетинговые исследования. Вопреки демографической ситуации, они преимущественным образом привлекались в энергоёмкие и фондоёмкие отрасли. Парадоксально то, что технико-экономическое состояние большинства предприятий указанных отраслей сегодня находится в более плачевном состоянии, чем у остальных отраслей, и вынужденная попытка исправить данное положение приводит к непрерывному росту государственного долга.  В то время, когда Бангладеш, имеющий схожую с нами демографическую ситуацию, перерабатывал наш хлопок и завоёвывал всё новые и новые международные рынки текстильной продукции, Узбекистан отводил внедрению инноваций в эту отрасль второстепенную роль.

Никого не заботило постоянное расширение масштабов теневой экономики, в результате чего её организованным сектором сегодня охвачена всего лишь одна треть трудоспособного населения страны. В отдельные годы до четырёх миллионов наших сограждан были вынуждены мигрировать из страны, пополняя ряды формально безработных и социально не защищённых людей. Занимая третье место по добыче природного газа среди стран СНГ, Узбекистан  на сегодняшний день газифицировал только половину жилищного фонда, населению поставляется около 15 процентов его общего объёма. Видимо, считалось, что зима, как и мировой финансовый кризис, обходит нас стороной. Одним словом, несмотря на то, что наш народ получил возможность свободно распоряжаться накопленными производственными ресурсами,  в силу объективных и, в большей степени, субъективных причин, нашей стране не удалось создать социально ориентированную и динамично развивающуюся  конкурентоспособную экономику.

Безусловно, картина с динамикой развития проясняется в сравнении. За три последних десятилетия на разных континентах появились страны, где реформы оказались по-настоящему результативными, - это Сингапур, Вьетнам, Новая Зеландия, ОАЭ, Чили и другие. Основой эффективности принимаемых здесь макроэкономических решений послужила опора на рациональное сочетание принципов единоначалия и коллегиальности. Напомню, что высокий уровень централизации власти нам достался по наследству от союзного государства, но и в то время не обходилось без таких атрибутов демократии, как общенародные съезды и форумы.

Сегодня в стране трудно найти социальную сферу, которая полностью соответствует нуждам населения. В такое несоответствие трудно поверить, так как более половины средств государственного бюджета неизменно направлялось на её развитие. Параметры бюджета держались в тайне от народа, поэтому примеры неэффективного использования бюджетных средств встречались на каждом шагу. Участие государства в инвестиционной деятельности было сведено к минимуму, в том числе относительно строительства доступного жилья, потребность населения в котором сегодня удовлетворяется на 15-20 процентов. Система образования стала наиболее коррумпированной среди всех других социальных сфер. Квоты для поступления в вузы определялись таким образом, что через эти искусственно созданные барьеры можно было просочиться, в основном, через родственные и иные связи. Вот так была заложена основа для расползания коррупции по всем направлениям жизнедеятельности общества. 

С первых лет независимости нам говорили, что Узбекистан строит социально ориентированную рыночную экономику. В какой мере наша страна приблизилась к этой цели за последние три года, за период нового этапа социально-экономических преобразований? К сожалению, за столь короткий период трудно развязать весь клубок копившихся десятилетиями диспропорций. Признавая некоторые положительные сдвиги в сферах развития туризма, энергоснабжения, здравоохранения и образования, следует отметить недостаточную результативность реформ на макроэкономическом уровне. Явно бросается в глаза то, что нашу страну в сложное экономическое положение ставит нарушение баланса между фондом накопления и фондом потребления, когда доля инвестиций доведена до 35 процентов от ВВП при общепринятой 20-22 процента.

С нового года расходы государственного бюджета на обслуживание внешнего долга возрастают настолько, что приходится отложить решение ряда назревших социальных проблем, в том числе  реформу пенсионной системы и законодательное утверждение показателя «прожиточный минимум». Результатом либерализации экономики стало то, что среднегодовые темпы  роста инфляции составляют 15 процентов. Рабочих мест создаётся в два раза меньше необходимого, в результате чего растёт число семей, находящихся за чертой бедности. С каждым годом нарастает отрицательное сальдо внешнеторгового оборота.

Расчёты показывают, что когда изменится традиционный подход к привлечению инвестиций и произойдут необходимые структурные изменения в экономике, то нынешнего прироста ВВП можно будет достичь при гораздо меньших внешних заимствованиях. Нетрудно понять, что чем больше инвестиций и кредитов привлекается со стороны, тем большая часть прибыли течёт за границу.

Из экономической теории известно, что непрерывное научно обоснованное совершенствование системы производственных отношений является гарантией непрерывного и ускоренного саморазвития экономики любой страны. Соблюдаем ли мы такое правило? Судите сами.

Передача  части полномочий Центра не подготовленным соответствующим образом низовым звеньям управления сопровождается большими материальными и финансовыми потерями. И это касается не только производства хлопка-сырца. Экспорт плодоовощной продукции осуществляется без насыщения внутреннего рынка, проведения маркетинговых исследований на внешних рынках. На местах нет координированной работы при создании новых субъектов предпринимательства, а расширение сети мелких разрозненных предприятий приводит к распылению производственных ресурсов. Из-за параллелизма в работе большинство из них закрывается. Масштабы проводимой работы по легализации теневой экономики всё ещё далеки от требований времени.

Своё беспокойство сегодняшним положением дел в экономике Президент страны выразил в новогоднем обращении, где приведены такие слова: «Наступающий 2020 год будет годом тяжёлых испытаний, народ должен сплотиться, чтобы достойно выйти из складывающейся сложной ситуации». Как же этого добиться, если ни одна политическая партия в прошедших выборах не выступила с внятной программой, отражающей реальное положение дел в экономике страны?

В связи с этим время от времени закрадываются нехорошие мысли об отношении зарубежных экспертов к судьбе Узбекистана. Будучи прекрасно осведомлёнными о том, что мы далеко отклонились от правильного применения закона стоимости в аграрной сфере, соблюдения сформировавшихся в мировой практике принципов внешних заимствований, а также, что у нас высокое удельное энергопотребление в экономике,  «доброжелатели» или не заостряют на это наше внимание, или, хуже того, направляют нас по ложному пути нерационального использования производственных ресурсов. При этом они похлопывают нас по плечу и твердят, что рост внешнего долга с геометрической прогрессией - это нормальное явление. Всё ярче бросается в глаза то, что чем ниже результативность преобразований, тем громче их восторженные комплименты (аплодисменты). Складывается впечатление, что развитые страны не заинтересованы в появлении на мировой арене нового сильного игрока в лице Узбекистана. Разве это не повод для беспокойства?

Так будет продолжаться до тех пор, пока наша республика, кроме всего прочего, сама не будет располагать собственными кадрами, разбирающимися в маркетинге и международных финансах. Именно благодаря такому подходу, Вьетнам упрочил свои экономические позиции и стал одним из мировых лидеров в поставках кофе. У нас таких специалистов единицы, да и те далеки от руля управления.  Не в этом ли причина того, что мы всё ещё не можем предложить иностранным инвесторам более солидные инвестиционные проекты, чем производство текстиля, цемента, тепличной продукции и альтернативной энергии? Мало того, нередко принимаются решения, ухудшающие экономическую ситуацию. Например, разве можно надеяться на её улучшение, перейдя от гарантированного экспорта хлопкового волокна к вызывающему большие сомнения экспорту овощей? Исходя из этого, было бы целесообразным отказаться от количественного подхода к подготовке специалистов с высшим образованием и действовать по известному принципу «лучше меньше, да лучше».

В предстоящие десять лет Узбекистан должен войти в число 50 самых конкурентоспособных стран мира. Добиться такой великой цели будет непросто, так как  к прогрессу и процветанию стремятся и другие 150 стран мира.

У нас для этого начата громадная работа, но всё же уверенность в победе появится тогда, когда поступательно развёртываемые демократические преобразования сделают основной движущей силой реформ коллективный разум широких народных масс. Когда руководству страны удастся раскрыть и задействовать накопленный народом интеллектуальный потенциал, тогда никакая сила не сумеет воспрепятствовать всестороннему и динамичному развитию нашей Родины.

 Илхом ВАФАЕВ,

экономист.