Век информатизации: не потерять человека
В связи с формированием идентичности немало говорится о развитии личности. А всегда ли мы различаем такие схожие вроде бы понятия, как личность и индивидуальность?
Философия достаточно четко проводит грань между этими понятиями. В индивидуализме видят один из главных источников социальных потрясений, его считают одной из важнейших причин тех социальных движений, которые привели к установлению тоталитарных режимов и к мировым войнам. Отсюда возникает осознание необходимости перейти от философии унифицированных и автономных индивидов к такой философии, в которой центральным субъектом была бы личность. При этом личность понимается как цель самой себя, как существо, которое реализует себя в многообразном, свободном и созидательном общении с другими.
Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, ни политическая власть господствуют над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход к такому обществу - исторически длительный процесс, и он связан с формированием гражданского общества, где личность формируется в процессе гражданского воспитания.
Однако эта, вроде бы очевидная, истина на самом деле воспринимается неоднозначно. Воспитание нечасто связывается с идеей формирования гражданского общества. По публикациям в научных журналах складывается впечатление, что данным вопросом наши педагоги занимались всегда, так как, по их мнению, гражданское воспитание - то же самое, что воспитание патриотическое. Но данному процессу дается более широкая трактовка, соответствующая реальным, объективно существующим фактам истории человечества. Обращаясь к науке, заметим, что категория гражданского общества отражает новое качественное состояние общества, основанное на развитых формах его самоорганизации и саморегуляции. Такому обществу противостоит не просто общество, не обладающее качествами гражданского. Ему противостоит общество насилия, подавления личности, государственного тотального контроля за общественной и личной жизнью его членов.
Здесь важно понять, что подготовка к жизни в гражданском обществе и само его существование станут реальностью, если образовательный процесс организовать так, чтобы за годы учебы ученики не только получили знания о своих правах, свободах и обязанностях (это даст школьное образование). Важно, чтобы они научились уважать права и свободы личности, проявлять национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов (это даст высшая школа). Смысл образования состоит в том, чтобы воспитать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных, добропорядочных граждан.
Сегодня много говорят и пишут о негативных сторонах гуманитарного образования, которое якобы мешает сформироваться специалисту-профессионалу. Они воспринимаются авторами философских, социологических, культурологических работ, в сущности, почти одинаково. Вот ее общие черты: технологизация всех сторон жизни, выхолащивание человеческого начала, трансформация человека по линии: индивид – личность – актор (агент деятельности), фактор (человеческий фактор), крайняя рационализация отношений к себе, к другим людям, к миру, возникновение Homo sapientissimus (термин В. А. Кутырева), рационализированного техногенного человека, у которого вместо морали – расчет, вместо долга – программы, вместо счастья – успех и т.д. Другое название такого существа – гомутер (гомо + компьютер).
Предлагаются и средства преодоления этой ситуации. Но, по крайней мере, в том, что касается образования, они производят слабое впечатление. Например, под аккомпанемент разговоров о развитии личности, внимании к воспитанию, апелляций к духовности в программу подготовки учителей начальных классов и работников детских садов ввели предмет «Технология общения с детьми». Технология фактически вытеснила методику, которая предполагает самостоятельное личностное осмысление учителем нормативных материалов, которые ему предлагаются. Технология общения – путь к массовому производству гомутеров. Речь должна идти не о человеческом факторе, способствующем или препятствующем чему-то, не о человеке как агенте (средстве) деятельности, направленной на достижение какой-то цели, которая может быть и бесчеловечной, а о самом человеке как самоцели. Эту задачу может решить такая дисциплина как Этика.
Общим для всего современного образовательного процесса является принцип информатизации образования, которая представляет собой часть процесса информатизации современного общества. Но ни к чему хорошему не может привести часто случающийся перекос в сторону информации в ущерб подлинной гражданственности и, в конечном счете, задаче формирования идентичности личности. Информатизация образования – дело нужное, но не самодовлеющее и не самодостаточное. Принцип информатизации в гуманистически ориентированном обучении находится в иерархической зависимости от главного принципа – принципа гуманизации, который должен быть системообразующим, если мы не хотим потерять человека – высшую ценность, с указания на которую начинается текст нашей Конституции.
Джамиля ВАФАЕВА,
кандидат философских наук,
доцент СамГУ.