Тишина – залог здоровья

В октябре прошлого года посчастливилось побывать в стране высоких технологий - Японии. Колеся на автобусе по Токио, переезжая из одного города в другой, обратила внимание на странные сооружения вдоль дороги. Пяти-десяти метровые металлические ячеистые щиты с дугообразным верхом, кое-где обвитые плющом, ограждали трассы от всего остального городского или местами сельского пейзажа. Я спросила сопровождавшего нашу группу Эгесана Наойа, что это за ограждения? Он тоже был удивлен, но уже моему вопросу, потому что в Японии звукоотражающие экраны - а это были именно они - обычное дело. В стране Восходящего Солнца защита от акустического загрязнения такая же необходимость, как деревья, идеальные тротуары, пандусы и урны для мусора.

"Тишины хочу, тишины... Нервы, что ли, обожжены?" Эти строки поэта Андрея Вознесенского можно вывести в лозунг нашего бытия, которое проходит в постоянном шуме. Его создают автомашины, самолеты, экскаваторы, отбойные молотки, бензопилы, дрели, работающие кондиционеры, пылесосы, стиральные машины, телевизоры, радиоприемники, громкоговорящие и громкосмеющиеся люди… Механическое, аэродинамическое, гидравлическое, электрическое - источники его возникновения разные по своей природе, но одинаковые по воздействию на нервы. В случае высокой интенсивности и продолжительности шум может нанести непоправимый вред здоровью человека и даже привести к смерти.

По данным Всемирной организации здравоохранения, повышенный уровень шума является второй по величине после загрязнения атмосферного воздуха экологической причиной проблем со здоровьем у населения промышленно-транспортных городов.

Как пишет в своем исследовании Светлана Новикова из Иркутского госуниверситета, которое она проводила в 2018 году, при уровне шума свыше 70 дбА (движение исправного автомобиля по шоссе - здесь и далее прим. автора) может нарушиться сердечный ритм и увеличиться пульс. Шум в 85 дбА (работающий пылесос) способен вызвать тахикардию и сбой функций желудочно-кишечного тракта. Уже под влиянием шума в 50 дбА (обычный разговор) сон становится поверхностным, а после пробуждения люди чувствуют усталость и головную боль. Понятно, что такой "отдых" приводит к тому, что утомление человека после трудового дня не исчезает, а переходит в хроническую стадию, которая способствует развитию заболеваний центральной нервной системы, гипертонической болезни.

Исследования, проводимые в разных городах мира, показали, что основным акустическим загрязнителем в больших городах является транспорт. Программисты Самарского госуниверситета А. Васильев и Е. Комлик даже разработали специальное программное обеспечение по расчетам внешнего шума шин при движении автомобиля. Оказывается, именно шины автомобиля - не двигатель (!), которые взаимодействуют с дорожным полотном при его движении при скорости свыше 50 км в час, становятся главным виновником шума. И чем выше скорость машины, чем больше площадь поверхности шин (например, грузовых), тем больше акустических децибелов сотрясает воздух и пронзает нашу нервную систему, причем бетонное покрытие полотна на 2 дбА шумнее асфальтового.

В настоящее время в Самаркандской области зарегистрировано более 379 тысяч автомототранспортных средств, из них грузовых около 21 тысячи. Конечно, не все эти автомобили ездят по улицам Самарканда, но очевидно, что транспорта в городе стало больше. Ведь именно ради него идет расширение улиц, прокладка новых магистралей.

Например, планируется продлить улицу Гагарина и сделать ее восьмиполосной. До этого были расширены улицы Улугбека, Беруни, Ибн Сины, Рудаки, а недавно реконструировали улицу Гулободскую, увеличив дорожное полотно вширь с восьми до 15 метров. Отмечу, все эти улицы прорезают жилые кварталы, вдоль трасс стоят дома - частные и многоэтажные. И в большинстве случаев эти дома совершенно беззащитны для проникновения шума, ведь при расширении улиц убираются его главные глушители - многолетние лиственные деревья с широкой кроной. Именно они, по санитарным нормам и правилам по обеспечению допустимого шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки (СанПиН №0267-09), являются природным поглотителем акустического (и не только) загрязнения. Так, двухрядная или трехрядная полоса в 26-30 метров шириной зеленых насаждений с густой кроной может снизить шум до 20 дбА.

К сожалению, за последние годы в Самарканде специалистами санитарной службы и экологами не проводилось ни одного мониторинга по акустическому загрязнению автомагистралей, не обновлялась либо вовсе отсутствует карта шума улично-дорожной сети. Зато переполнены кардиологический центр, люди жалуются на депрессию и нервные расстройства, год от года мы наблюдаем деструктивное поведение населения, которое выражается в агрессии и необъяснимой жестокости. Может, всё дело в постоянном шуме, который нас окружает и к которому мы как бы уже привыкли? Ведь наверняка многие из нас видели фотографии и видеоролики, на которых умирают в мучениях дельфины и киты, выброшенные на берег. Долгие годы ученые не могли объяснить массовый "суицид" морских обитателей. Но теперь доказано, что виной такого поведения животных является шум мощных двигателей кораблей, подводных лодок, гидролокаторов, от которых животные  просто глохнут и теряют способность ориентироваться в своей среде обитания. Не так ли и мы, практически оглохшие от постоянного шума, порой теряем жизненные ориентиры?

Думаю, градостроительному совету при хокимияте, управлению по архитектуре и строительству, экологам и санитарным врачам давно пора задуматься над этим вопросом, от решения которого напрямую зависит обеспечение благоприятной среды для жизни людей. Слава богу, международного опыта и практики для этого вполне хватает.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора и из сети интернет.