Похоронили живого ради

"Вы публикуете компромат?" Это было первое, что спросил Саркис Тащиян, позвонив в редакцию "СВ". "Дело в том, что я уже несколько лет, имея квартиру, являюсь вынужденным бомжем..." - ответил пенсионер на мой вопрос о том, что случилось.

История Саркиса Грайровича, или как он просит называть его - Сергея Григорьевича - типичный сюжет кинофильма о подлом предательстве близкого человека, безразличии представителей власти к судьбе обычного гражданина и мучительном поиске справедливости в нашем мире.

…В 1992 году 40-летний Саркис Тащиян, уроженец города Самарканда, женился на Ирине Обещенко. Казалось, по взаимной любви и согласию. Жена с дочкой от первого брака переехала жить в дом его матери, которая к тому времени была еще жива. Он работал на частных строительствах, она тоже не сидела без дела - принимала заказы на пошив верхней женской одежды.

- Всё началось после смерти матери, когда я оформил наследство на свое имя, - рассказывает Сергей Григорьевич. - Домик с двором вдруг стал для моей жены слишком большим, в нем оказалось много работы, с которой мы, по ее словам, на старости лет могли не справиться. Она предложила мне продать его и купить квартиру. Я, ничего не подозревая, так и сделал. В 2001 году продал дом и купил трехкомнатную квартиру по улице Фароби, 49, в которую, естественно, прописал супругу, ее дочь и мать, продавшую за несколько лет до этого свою квартирку. Шел 2007 год. С работой тогда было туго в Самарканде, и я уже несколько лет выезжал в Ташкент на заработки по частному найму. Там находился по 3-4 месяца, высылал деньги, постоянно звонил домой, интересовался делами. Однажды трубку телефона подняла некая женщина по имени Флора Багиянц, которая назвалась подругой жены, сказала, что та сейчас в ванной и подойти к телефону не может. Потом тот же голос говорил, что жена ушла в магазин, на рынок и так далее. Я заподозрил неладное, приехал в Самарканд, хотел зайти в квартиру и не смог. Дверь открыли незнакомые люди, показали договор о купле-продажи и сказал, что теперь они хозяева.

У меня в руках пачка документов, которые Сергей Григорьевич называет "компроматом". Вот решение Самаркандского городского суда по гражданским делам от 24 октября 2006 года об удовлетворении заявления И. Обещенко о признании ее супруга С. Тащияна умершим. Решение подписано судьей А. Мирмухамедовой, в котором она ссылается на безуспешные "поиски" пропавшего в России С. Тащияна. И это в то время, когда он регулярно приезжал домой, никогда не выезжал в Российскую Федерацию, где, по заверению его жены, он "сгинул" еще в 2001 году. Эти факты можно было проверить одним запросом в соответствующие инстанции и опросив родственников, которые проживали в Самарканде.

Вот оформленное З. Саидовой в государственной нотариальной конторе № 1 г. Самарканда право на наследство на имя И. Обещенко от 16 июня 2007 года на основании решения суда о признании С. Тащияна умершим. Через два дня в этой же конторе был оформлен договор о купле-продажи квартиры с Олегом Пак.

- Я, конечно, не стал сидеть сложа руки, - продолжает Сергей Григорьевич. - Нанял адвоката, которая, собственно, и вскрыла факт моей "смерти". "Похоронившая" меня судья решением от 20 апреля 2008 года "воскресила" мою личность, отменив предыдущее свое решение с указанием на то, что И. Обещенко "путем обмана ввела суд и милицию в заблуждение". Судья передала материалы дела в уголовное судопроизводство по факту мошенничества. В милиции, как мне сказали после подачи заявления, мою бывшую супругу, которая к тому времени уже находилась в России, объявили в международный розыск. Я даже указал им район - Орехово-Зуево, куда, по сведениям знакомых, уехала Ирина.

Казалось, всё должно было встать на свои места. Но, к сожалению, этого не случилось. С. Тащиян обращался в Генеральную прокуратуру, Министерство внутренних дел, виртуальные и народные приемные, требовал законности. В ответ ему один за другим приходили письма, в которых его сначала успокаивали, что дело ведется, мошенницу ищет Интерпол, а потом огорошили новостью. Оказалось, что еще 29 августа 2013 года судом по уголовным делам г. Самарканда дело в отношении И. Обещенко было прекращено в связи с объявленной амнистией к 20-летию Конституции РУз, а по поводу материального ущерба нужно обращаться в суд по гражданским делам. Ответ подписан прокурором г. Самарканда Б. Облакуловым 17 апреля 2019 года.

По словам С. Тащияна, ни о каком суде и амнистии мошенницы его никто не уведомлял, хотя он писал в инстанции не прекращая, называл и адрес своей родственницы, куда приходили все ответы. Его собственная квартира за это время несколько раз поменяла своих хозяев, и там сейчас живет семья Бердыевых, которые, судя по всему, даже не в курсе, что в этой квартире прописан, причем официально, Саркис Грайрович Тащиян.

- Мне 67 лет, я очень устал от мытарств, - говорит пенсионер. - Продав квартиру, бывшая супруга уничтожила и некоторые мои документы, которые подтверждали мой трудовой стаж, поэтому пенсию мне назначили минимальную. Сегодня я живу там, где работаю, а работаю садовником, маляром, сторожем. Но так же не может продолжаться вечно! Сейчас государство выделяет квартиры малоимущим, так почему бы и мне, которому государство не помогло восстановить справедливость и законность, не выделить хотя бы крохотную однокомнатную квартиру?

По словам юриста Б. Курбанова, у С. Тащиян есть шанс вернуть свое недвижимое имущество. Он должен подать в суд по гражданским делам заявление о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, которое получила И. Обещенко в 2007 году. Следом нужно признать недействительным самый первый договор о купле-продажи квартиры, после которого все остальные автоматически становятся недействительными. Наконец, третий шаг - это вселиться в квартиру, хозяином которой является С. Тащиян. Однако, по признанию Сергея Григорьевича, у него нет денег на юриста, а потом как быть с семьей Бердыевых, выгонять на улицу? Поэтому, конечно, самый оптимальный вариант - это содействие в жилищном вопросе хокимията города Самарканда, а там, как известно, свои приоритеты, хотя надежды обездоленный С. Тащиян не теряет…

Анастасия ПАВЛЕНКО.