Как остаться человеком в технологизированном мире?

В процессе духовного и социального развития личности, формирования ее мировоззрения и активной общественной позиции велика роль социально-гуманитарного знания. Но в последнее время эта роль умаляется под воздействием технологизации общества.

Общества и государства в своей истории переживают времена, когда стабильность нарушается. Один из таких периодов сегодня выпал на долю Узбекистана, который испытывает влияние глобализационных процессов.

Устойчивость общественной жизни может поддерживаться различными средствами, находящимися в распоряжении государства. Самые популярные из них – силовые. Однако с их помощью поддерживается лишь внешняя стабильность. Такое состояние можно охарактеризовать как "стабильность нестабильности", поскольку навязываемые извне правила и нормы лишь ненадолго могут обеспечивать спокойствие. Другое последствие отсутствия внутреннего морального стержня, устойчивых ценностных ориентиров – стабильность, постепенно переходящая в застой. «Стабильность нестабильности» и застой – лишь две стороны одной медали, неподготовленности человека к достойной жизни в гражданском обществе, т.е. отсутствия того, что дает институированная таким обществом гуманистическая ориентация всей общественной жизни. Настоящая долгосрочная стабильность – это, в первую очередь, внутреннее состояние человека, затрагивающее все сферы его жизни. Однако формированию такого состояния нужно помочь. Как осуществить такую помощь – проблема, которую можно решить только с позиций современного научного знания. Это знание по определению – гуманитарное.

Разговор о гуманитарном познании обычно начинают с социологии – науки об обществе. Она имеет методологическую функцию по отношению к другим научным дисциплинам гуманитарного цикла. Объект этой науки – социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения. Она рассматривает общественные факты и явления в наиболее общем аспекте и призвана без обмана и пропагандистского тумана давать знание о том, что на самом деле происходит вокруг нас. Без опоры на такое знание невозможно влиять на развитие общественных процессов в направлении, не противоречащем естественной логике эволюции человечества. А если учесть, что Узбекистан строит гражданское общество – еще понятнее и яснее станет вопрос более глубокого изучения сущности гражданского общества, в котором мы будем жить.

Много поучительного можно извлечь из культурологии. Успех образовательной деятельности, а тем самым – достижение общественной стабильности - зависит от того, чему мы учим подрастающего человека, то есть от того, как представлено содержание образования. Опыт многих лет и специальные исследования в этой области показали, что наиболее адекватным потребностям общества является культурологический подход к содержанию образования. В этом случае открываются возможности для овладения студентами богатствами человеческой культуры. Приобщение человека к социальному опыту открывает возможности обеспечить стабильность современного общества и уверенное движение вперед.

Много неприятностей в общественной жизни последних лет, проецирующихся на частную жизнь каждого, можно было бы избежать, если б общественное сознание и государственная политика были более восприимчивы ко всей обширной сфере социально-гуманитарного научного познания. И здесь уместно сказать о роли политологии в системе гуманитарного образования.

Понятно, что современная высшая школа всё усложняется и усложняется. В настоящее время много говорят и пишут о фундаментализации высшего образования. К сожалению, далеко не всегда за этими разговорами стоит что-то иное, кроме желания авторов поменять учебные планы, увеличить часы на математику, физику и т. д. Конечно, проблема организации учебного процесса по естественным наукам актуальна. Но прежде нужно было детально разобраться в самой идее фундаментализации высшего образования, чтобы она не была лишь очередной данью моде.

Дают ли ествественнонаучные дисциплины знания о нас самих, наших чувствах, переживаниях, сопереживаниях? Ответ на этот вопрос, кстати, сопряжен с вопросом о национальной идентичности. В широком смысле идентичность – осознание личностью своей принадлежности к определённой социально-личностной позиции. Без гуманитарного взгляда на мир, без гуманитарного знания мы как бы смотримся в кривое зеркало. Извращаются важные, можно сказать, святые понятия. На самом деле важная составляющая идентичности – патриотизм состоит вовсе не в самолюбовании, не в том, чтобы трясти кулаками, громыхать речами и критиковать других, а в том, чтобы сделать свою страну пригодной для достойной жизни её граждан. Толерантность и есть патриотизм. Доброта и милосердие признаки не слабости, а силы. Демократизм и патриотизм не враги, а друзья. Идентичность выступает как осознание себя органической частью человечества, существующей и развивающейся по человеческим, т.е. гуманным законам. В ней сочетаются толерантность, демократизм, патриотизм, принадлежность к гражданскому обществу.

В связи с формированием идентичности немало говорится о развитии личности. А всегда ли мы различаем такие схожие вроде бы понятия, как личность и индивидуальность? Об этом мы поговорим в следующей статье.

Джамиля ВАФАЕВА,

кандидат философских наук,

доцент СамГУ.