Барьеров стало меньше
12 декабря 2017 года был принят Указ Президента нашей страны "О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению" за № УП-5278. В соответствии с ним 1 января 2018 года было образовано Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
Агентство государственных услуг образовано с учётом передового опыта ведущих зарубежных стран, а также собственных многолетних наработок. С 2003 года регистрацию субъектов предпринимательства по принципу "одно окно" осуществляли инспекции по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах. С 1 января 2016 года на базе инспекций были образованы единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу "одно окно". С 1 февраля 2017 года единые центры переданы из структуры хокимиятов в ведение Министерства юстиции Республики Узбекистан, что позволило сформировать вертикаль управления, организовать их эффективную деятельность. В результате количество оказываемых едиными центрами государственных услуг увеличилось до 33.
Основными задачами Агентства являются: оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам, в том числе с выездом в отдаленные местности; обеспечение оперативности, прозрачности, доступности государственных услуг, недопущение бюрократизма, волокиты и иных административных барьеров; осуществление межведомственного взаимодействия, прежде всего, электронного, обеспечивающего оперативное получение необходимых документов и информации, предоставление информационной и консультативной помощи физическим и юридическим лицам.
Создание Агентства позволило устранить отдельные системные проблемы. В частности, раньше возможностями получения государственных услуг по принципу "одно окно" могли пользоваться только субъекты предпринимательства. При этом граждане вынуждены были самостоятельно проходить сложные процедуры по оформлению документов в различных государственных органах. Отсутствовали информационная система, ресурсы и базы данных в ряде государственных органов, был низкий уровень их межведомственной интеграции, не обеспечивающей удобное и своевременное получение физическими и юридическими лицами всего комплекса государственных услуг. Процедуры оказания большинства государственных услуг оставались сложными и труднодоступными, непрозрачными являлись механизмы ценообразования, в отдельных случаях устанавливались требования в узковедомственных интересах на оказание "монопольных" услуг. Уровень внедрения информационно-коммуникационных технологий был низким, стереотипы бумажного документооборота приводили к необоснованным финансовым расходам, увеличению времени ожидания граждан и образованию очередей и, как следствие, в отдельных случаях к фактам коррупции и бюрократизма. Отсутствовала действенная система контроля и оценки качества оказания государственных услуг, в том числе путем дистанционного мониторинга в режиме реального времени и опроса общественного мнения.
Вышеизложенные факторы не позволяли обеспечить широкий доступ населения к государственным услугам, снизить временные и финансовые затраты, связанные с их оказанием, повысить уровень удовлетворенности населения деятельностью государственных органов.
Отмечу, в прошлом году через центры государственных услуг (ЦГУ) оказывали 32 вида услуг, в настоящее время количество услуг, предоставляемых ЦГУ достигло 100. Согласно Постановлению Главы нашего государства "О дополнительных мерах по ускоренному развитию системы оказания государственных услуг" №ПП-3662 от 11.04.2018 года, с 1 июня 2018 года в ЦГУ Пастдаргомского района в экспериментальном порядке предоставляется дополнительно 31 государственная услуга. Сюда входят регистрация рождения/смерти, выдача архивных документов из ЗАГС, новых образцов национальных водительских удостоверений, ИНН физическим лицам, справок о судимости, справки с адресного бюро, подача документов для поступления в ТГЮУ, предоставление кадастровых услуг для объектов нежилой недвижимости, нострификация образования в зарубежных странах, заявка о выплате единовременного пособия при рождении ребенка и другое.
Увеличение количества услуг, предоставляемых через центры, приводит к увеличению потока людей. Например, если в 2017 году ежедневный поток посетителей составлял от 20 до 40 человек, то в 2018 году этот показатель составляет 350-600 человек.
В целях создания благоприятных условий для предоставления услуг планируется возведение современных, многофункциональных зданий центров государственных услуг повсеместно. На сегодняшний день для строительства выделено 184 земельных участка. Из них 73 на основе государственно-частного партнерства, 64 планируется финансировать из местного бюджета, 2 - из средств внебюджетного фонда Министерства юстиции. Строительные работы начаты в городе Самарканде, а также Самаркандском, Пайарыкском, Джамбайском, Пахтачийском, Нурабадском, Ургутском, Булунгурском, Пастдаргомском и Нарпайском районах. Кроме этого в целях предоставления мобильных государственных услуг жителям отдаленных районов, по инициативе хокимиятов областей, все ЦГУ обеспечены автомобилями "Дамас".
Отмечу, Агентство поэтапно расширяет свои полномочия. В соответствии с Указом Президента страны от 13 апреля 2018 г., № УП-5415 "О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики", с 1 июля 2018 года в ведение Агентства передано руководство территориальными архивами ЗАГС. Для обеспечения информационной безопасности проведена корпоративная защищенная VPN-сеть между 14 региональными управлениями и 231 органом ЗАГС.
Кроме этого, с 24 июля 2018 года в соответствии с изменениями в Кодексе об административной ответственности, Агентство получило право привлекать к административной ответственности и штрафовать сотрудников других органов без участия административных судов.
В связи с этим снижены штрафы, налагаемые на должностные лица и служащих. При первом совершении - от 3 до 5 минимальных размеров заработной платы (ранее - от 10 до 20 МРЗП), при повторном совершении, в течение года после применения административного взыскания - от 5 до 10 МРЗП (ранее - от 20 до 30 МРЗП).
М. КУРБАНОВ,
начальник областного
управления Агентства
государственных услуг при Министерстве юстиции РУз.
Факт
За девять месяцев 2018 года областным управлением Агентства государственных услуг выявлено 3 761 правонарушение. Вследствие чего применено около 400 исправительных мер, в частности, 81 сотрудник был привлечён к дисциплинарной ответственности, 17 - освобождены от занимаемых должностей, 10 - привлечены к административной ответственности через суд, а 175 - территориальным управлением Самаркандской области Агентства государственных услуг без участия административных судов.