Последние

О благодарности учителям, педагогике и другом… Творчество

"Нравственность либо условна, либо оплачивается на месте",
Станислав Ежи Лец.


Начало учебного года. В первом классе проходит родительское собрание. Последний вопрос должен рассматриваться без учителя, её корректно просят выйти на некоторое время из класса. А вопрос, собственно, ставится о том, по сколько сумов собирать на подарок Эльвире Климентьевне к профессиональному празднику…
- Давайте скинемся по 100 тысяч сумов и подарим в конверте, пусть сама купит подарок на свой вкус, - предлагает один из родителей.
- Нет, надо что-нибудь памятное подарить, из золота, серьги, например, - возражает другая родительница, блистающая золотыми украшениями.
- Но, позвольте, - с робостью в голосе, но настойчиво начал пожилой человек. - Не слишком ли это - дарить золото? Ведь мы в своё время, да и дети наши дарили учителям цветы, самодельные игрушки, рукоделие. Учителя были рады таким подаркам и относились к ним с особым чувством, потому что они были сделаны руками детей. А сейчас только деньги да деньги, ведь не всем по карману выложить крупную сумму…

- Сейчас и время другое, и учителя другие, - бойко заявил председатель родительского комитета. - А если не можете сдать, мы вас не будем принуждать, но на поздравительной открытке напишем фамилии, от кого подарок.
В итоге общим собранием постановили собирать по 50 тысяч сумов и подарить Эльвире Климентьевне золотое украшение. Робко возражавшее меньшинство, оказавшись "белыми воронами", всё-таки согласилось сдать положенную сумму. А то мало ли, прочитает учительница список, не увидит их фамилий и будет потом плохо относиться к их детям…

Подобное собрание, или собирание, увы, давно не в новинку. В начальных классах некоторых школ стало нормой дарить учителям золотые украшения или крупные суммы денег в конвертах. Это, так сказать, знак благодарности от родителей. И учителя, не заморачиваясь особо морально, с удовольствием принимают столь щедрые дары. А о морали задуматься стоит. Ведь, если тебе преподносят дорогой подарок, значит, потом непременно о чём-нибудь попросят, например, поставить "5", где реальная оценка "4". И уже тогда ни о каких педагогических принципах речи быть не может, потому что нравственность-то твоя уже оплачена, причём несколько раз в год, в виде золотых украшений и денег в конвертах.

Мне могут возразить, что, мол, нельзя так подходить к понятию о благодарности, что всё делается по-человечески, от души. Но если так, то почему бы столь щедрым родителям не внести пожертвования в дома престарелых, малютки, нуждающимся в дорогостоящих онкологических лечениях детям?! Да и сами учителя могли бы предложить такую высоконравственную акцию. Но этого не происходит…

Да, если смотреть правде в лицо, то надо сказать и о проблемах самой школы. Сейчас стало модным приводить детей в начальные классы с русским языком обучения. В большинстве своем ни первоклассники, ни их родители не знают русского языка, но, тем не менее, директора и завучи, видя это, сажают таких детей в "русские" классы. Отсюда их переполненность, отсюда расшатанные нервы учителей. О каком качестве образования можно говорить при таких условиях? Родители, как правило, самоустраняются от участия в учебном процессе своих детей. В лучшем случае нанимают репетитора. Но чаще всего компенсируют свою безответственность дорогими подарками "бедному" учителю.

Что же происходит с теми учащимися, которые пришли учиться на родном языке? У самых дисциплинированных и что-то понимающих из объяснений учителя появляется страх и неуверенность, потому что Эльвира Климентьевна постоянно кричит, у неё сдают нервы от бессилия, неумения увлечь уроком огромную аудиторию в 50 человек. Чтобы отвести от себя гнев учителя, ребёнок начинает заискивать перед ним, а тут ещё и мама старается задобрить подарком лично от себя. И Эльвира Климентьевна уже не так страшна. А в дневнике и в тетрадях пестрят бесконечные "Молодец!", "Умница!". Непедагогично физически наказывать ребёнка, кричать на него, оскорблять, но ещё более непедагогично осыпать незаслуженными похвалами. Это развращает сознание ребёнка, развивает себялюбие, которое приводит к неадекватному восприятию общественных и личных отношений.

Само обучение в начальном классе тоже оставляет желать лучшего. Весь процесс сводится к механическому усвоению, без осмысления и развития логики. Учитель в готовом виде записывает решение задачи, а ученики переписывают в тетрадь, запоминая лишь действие "плюс" - "минус". А попадись ученику задача более сложная, не однотипная, он уже ничего не может понять, потому что не научили рассуждать логически. Упрощённый подход к обучению детей начальных классов доходит до того, что дети учатся считать… на пальцах.

"Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее" - считал французский писатель Анри Барбюс. А что формируется в наших школах, если то, что считалось из ряда вон выходящим, вдруг стало считаться вполне нормальным, а всё то, что называется нравственностью, постепенно исчезает из нашего лексикона.
Э. БЕЛЯЛОВА.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив