Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Художник-философ Григорий Улько

20 лет назад из жизни ушел самаркандский художник, Заслуженный деятель искусств Узбекистана, создатель герба города Самарканда Григорий Ильич Улько.

В жизни каждого из нас происходит множество встреч с разными людьми, среди них особую роль играют встречи с учителями. Когда в середине 70-х годов прошлого века на базе Самаркандского музыкального училища имени Абдурасулева открывалось новое отделение - художественное, то у истоков его создания стоял Григорий Ильич Улько. Как известно, Самаркандское художественное училище просуществовало до 1949 года, с тех пор в городе действовали только кружки и студии. Тем, кто хотел получить художественное образование, приходилось ехать либо в Ташкент, либо в Душанбе, либо в Россию.

Первое наше знакомство произошло с Григорием Ильичом в 1976 году. Тогда он возглавлял приемную комиссию по отбору работ к вступительным экзаменам, а мы, будучи еще абитуриентами, поступали на художественное отделение.

А потом были его уроки по истории искусств, которые превращались в увлекательные беседы-путешествия. Будучи прекрасным рассказчиком и очень эрудированным человеком, Григорий Ильич щедро делился с нами своими знаниями, но мы, чересчур самонадеянные и уверенные в "своих талантах", многое пропускали мимо ушей.

Мы с ним "оказывались" в древнем Афросиабе, Египте, древней Руси, в Италии времен Возрождения. Видно было, что он сам жил историей искусства разных стран мира, делясь с нами тем, что волновало его самого. Спектр его интересов был очень широк. Григорий Ильич очень любил рассказывать о художниках и истории Самарканда, часто зачитывал нам свои записи или водил по улицам города, наглядно знакомя нас с живой историей. Помнится, к теме экологии планеты и, в частности, Арала, в те годы было приковано внимание ученых и художников. Его лекции, как правило, пролетали незаметно, а некоторые из его фраз запомнились на долгие годы. В конце уроков он обязательно давал нам какое-нибудь интересное задание на дом.

На одном из занятий Григорий Ильич разговорился с нами на тему создания герба города Самарканда. Он поведал нам, как долго происходил его творческий поиск, о проблеме решения этой непростой задачи. Перед ним, как художником, стояла очень сложная задача - суметь отразить в одном изображении не только многовековую историю города, но его сущность и самобытность. Прежде чем приступить к эскизу, он тщательно изучал геральдику и историю Самарканда.

Дело в том, что идея создания герба для Самарканда появилась еще при подготовке к 2500-летнему юбилею города. Тогда по городу был объявлен конкурс и организована Комиссия для определения лучшего эскиза. В одной древней легенде Григорий Ильич нашел сведения о том, что когда на холмах древнего Афросиаба появились первые постройки жилья, с близлежащих вершин спустился снежный барс. Гордое и грозное животное обошло кругом поселения и, утвердив своим визитом это место, удалилось обратно.

Эскиз герба был задуман Григорием Ильичом в стиле боевого щита - символе защиты города - и на красном его поле стояла белоснежная фигура грозного барса в благословляющей позе. Взяв за основу стиль изображения от древнесогдийского искусства, он решил изобразить барса с крыльями, чтобы придать ему особое сакральное значение и небесное происхождение. Внизу, под лапами барса струится желто-белая волна золотоносной реки Зарафшан. Венцом герба Григорий Ильич решил сделать семиконечную звезду бирюзового цвета, особо почитающуюся на Востоке как знак совершенства. Звезда должна была символизировать собою единство науки и искусства, отображать доминирующий цвет памятников архитектуры Самарканда.

На обдумывание и воплощение этой идеи у художника ушло много времени и сил, но только летом 1994 года, при хокиме города А. Н. Насырове эскиз герба был утвержден, вскоре его изображения появились на улицах Самарканда. Одно из первых его изображений, большое панно, выполненное самим Григорием Ильичом, стояло у входа в музей на Регистане в 1995 году.

Особенно запало в память, как в самом конце учебы, после сдачи дипломных проектов Григорий Ильич собрал весь наш выпуск и обратился к нам с напутственным словом. Чувствовалось, что для него это было очень важно. Основная его мысль, обращенная к нам, заключалась в том, чтобы мы всегда стремились быть профессионалами своего дела и помнили о высоком звании художника. Это была последняя встреча с ним в стенах училища. Вскоре мы узнали, что Григорий Ильич покинул его, и мы виделись с ним эпизодически на выставках и в Союзе художников. Оказавшись однажды с друзьями на состоявшейся в Самарканде его персональной выставке картин, увидев такие разные по технике и тематике полотна, мы были немало удивлены и горды своим учителем. Все работы Григория Ильича объединяла философия художника, его живопись - это высокий профессионализм и глубокая мысль.

В апреле 1999 года Григория Ильича не стало. Все почитатели его творчества собрались у здания старой свято-Георгиевской церкви в центре города, где в то время размещалась картинная галерея. В церковном зале звучала классическая музыка. Родные и близкие Григория Ильича, художники, а также ученики, проводили его на центральное кладбище - "Братское"…

В связи с таким печальным событием в Союзе художников собрались многие. В пустом выставочном зале был поставлен мольберт с большим чистым листом бумаги, на котором мне, как одному из его учеников, предложили сделать рисунок с фотографии Григория Ильича Улько.

На надгробном камне художника - самобытном, вертикальном и невыглаженном, напоминающем космическое пространство, с полушарием то ли планеты, то ли звезды - надпись "Ars longa, vita brevis" ("Жизнь коротка, искусство вечно").

Александр ГАЛАК.