Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Возрождаются традиции Великого Шёлкового пути

С большими планами вернулся с недавнего Кокандского международного фестиваля ремесленников самаркандский гончар Одил Вафаев.

Мастер уже долгое время работает над возрождением традиций согдийской керамики. Восхищаясь работой древних мастеров, он изучает специальную литературу. Его светильники, кувшины и другие предметы быта словно «пахнут» духом древности. Вместе с тем, мастер открыт и для нового. Несколько лет работал на фарфоровых предприятиях России, перенимал опыт.

- Недавний международный фестиваль народных ремесел, прошедший по инициативе Главы нашего государства в Коканде,  буквально очаровал меня, - говорит О. Вафаев. – Из нашей области в нем приняли участие 105 мастеров по семи направлениям: златошвеи, ювелиры, гончары, мастера резьбы по дереву, металлу и другие. Нам было интересно узнать мнение, как говорится, со стороны о нашем творчестве. И было приятно слышать лестные отзывы о самаркандской школе ремесленничества не только от наших соотечественников, но и зарубежных мастеров. Ведь для участия в фестивале из разных концов мира приехало более 70 ремесленников.

Лично мне были интересны работы белорусских гончаров. Удивила их технология. Они прежде, чем положить глиняные изделия в печь для обжига, сначала держат их в молоке. После обжига изделия получаются уже глазурованными и имеют приятный темно-коричневый цвет. С восхищением смотрел на керамику японских мастеров. У них очень древние традиции гончарного ремесла, и современные японские керамисты знают толк в этом деле. Интересна была так называемая царская технология, именно по ней делали гончарные вещи для императоров. Добавление в фарфор серебра придает изделиям прочность, хотя сами вещи удивительно тонки и кажутся хрупкими. Помимо всего прочего, эти изделия имели свойство нейтрализовать токсичные вещества в пище, и говорят, поэтому японские императоры не боялись того, что их могут отравить пищей.

Вообще у любого павильона на фестивале можно было стоять долго. Каракалпакские хурджуны, таджикские медальоны из камня, деревянные тарелки мастеров Ферганской долины восхищали как зарубежных, так и местных любителей искусства.

Я вернулся из Коканда с новыми планами. Хотя всегда придерживался наших местных традиций, но думаю, учиться стоит у любого мастера чему-то, не теряя своих корней, конечно. В этом отношении в Коканде я почувствовал себя как бы на перекрестке Великого Шёлкового пути. Ведь в далеком прошлом шел процесс активного обогащения культур, различные народы влияли друг на друга. Это здорово, что фестиваль становится традиционным и будет проходить раз в два года. Я очень хочу и надеюсь принять участие в следующем фестивале.

Записал Фуркат ТУРНИЯЗОВ.