Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Влюблённый в Самарканд

В эти дни в московском Музее русского импрессионизма открывается выставка "Место под солнцем. Беньков/Фешин". Если искусство Н. Фешина связано с эмиграцией в США, то Павел Беньков, приехав в Самарканд, навсегда ассоциируется с этим древним городом и солнцем Узбекистана.

В Самарканде жило немало творческих людей, оставивших после себя глубокий след, для которых Узбекистан стал их второй родиной. Одним из таких людей был художник и педагог, Заслуженный деятель искусств Павел Петрович Беньков.

На одном из занятий по истории искусств, которые нам, студентам Самаркандского государственного училища искусств, преподавал художник и педагог Григорий Ильич Улько, довелось услышать о художнике Бенькове. В то время он записывал свои воспоминания для готовящегося сборника о П. П. Бенькове и иногда на лекциях зачитывал их нам. С большим уважением отзываясь о Павле Петровиче, он рассказывал, как сам, будучи студентом, неоднократно посещал дом своего педагога. Григорий Ильич вспоминал, что когда тяжело больной художник узнал, что самаркандский изоучилище собираются перевести в Ташкент, он сильно расстроился. Училище было его детищем, которому Павел Петрович отдал почти 20 лет своей жизни. В феврале 1949 года его не стало и в этот же год учебное заведение было переведено в Ташкент.

Ташкентское училище много лет носило имя П. П. Бенькова. Сегодня его имя носит только улица в Самарканде, на которой он жил. Вклад Бенькова в развитие изобразительного искусства Узбекистана неоспорим, о нем написана уже не одна книга, но так получилось, что ташкентское училище со временем было переименовано.

В этом году исполняется 140 лет со дня рождения Павла Петровича и 70 лет со дня смерти. В 2014 году на месте захоронения Павла Петровича Бенькова был установлен новый, красивый памятник архитектора М. Фозили.

Одной из самых главных заслуг Бенькова, пожалуй, можно считать то, что он личным примером задал верное направление целой плеяде живописцев того времени и создал самаркандскую Школу станковой живописи. Мало кто знает, что попытка создания таковой в Самарканде в 1920 году довольно быстро потерпела неудачу по причине разногласий самих художников, которые не были объединены ни общей целью, ни сильным лидером. А Павлу Бенькову это удалось.

Еще подростком Павел Петрович сам, без ведома родителей, стал посещать в Казани художественную школу и успешно ее окончил. После школы он поехал в Санкт-Петербург, где поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. В училище Павел Петрович стал дополнительно посещать мастерскую И. Е. Репина. Будучи в творческой командировке в Париже, он брал уроки в школе Жульена. Со временем, получив звание художника, он вернулся в Казань, где начал работать в родной художественной школе уже в качестве преподавателя.

Оказавшись в 1928 году в Бухаре, куда он приехал уже зрелым человеком, Павел Петрович с жаждой и энтузиазмом знакомится с жизнью, культурой и бытом узбекского народа. Природа и уклад местной жизни были непривычными для художника, но он как-то сразу вписался в этот мир и органично вошел в обстановку нового для него края.

Первыми героями его картин становятся дехкане и ремесленники. В Бухаре в то время находилось большое количество ремесленников, которые трудились прямо на базаре и тут же продавали свои изделия. Все было настолько колоритно, что само просилось на холст художника. С головой окунувшись в этот мир, Беньков писал свои работы смело и широко. Он не сочинял и не придумывал свои картины, а писал их прямо с натуры, и, что удивляло, сразу же по ходу работы находил композиционное решение полотна.

В Средней Азии П. П. Беньков повстречал своих хороших друзей художников - И. С. Казакова и Н. В. Розанова, которые посоветовали ему ехать в Самарканд, и этот совет, как позже выяснится, решительно повлиял на дальнейший творческий путь художника.

Приехав в Самарканд, Павел Петрович утверждается в мысли остаться здесь жить и вскоре перевозит сюда свою семью. До приезда в Самарканд Павлу Петровичу приходилось побывать в красивейших местах Европы: в Италии, Франции и Испании, но, как рассказывал сам художник, "покоренный красотой этого края, я решил навсегда остаться здесь". Всю дальнейшую жизнь он сожалел только о том, что слишком поздно сюда приехал и не успел воплотить в красках задуманное. "Волнение и восторг перед солнечным Узбекистаном П. П. Беньков сохранил до конца своих дней" - так написала в газетной статье о своем учителе художник З. М. Ковалевская.

Поселившись в Самарканде, он начинает работать в изоучилище, совмещая преподавание с творческой работой, и вскоре становится ведущим педагогом. В августе 1932 года в Самарканде организуется первая выставка произведений 22 художников Узбекской ССР, где среди самобытных и ярких художников впервые выставляет свои картины и Павел Петрович Беньков.

Павел Петрович умел найти свои мотивы. Его интересовала не столько экзотика, сколько  особое состояние света и цвета. Он мог поставить полотно в жаркую погоду посреди улицы, в сутолоке и неудобных условиях. Техника его письма напоминала импрессионистов, колорит его картин был очень свежим и богатым, манера широкая и темпераментная, полная эмоций, которые он вкладывал в свои полотна. Каждый его мазок, каждый удар кисти постепенно оживлял пространство холста, и в итоге картина начинала дышать, как живая. Глядя на его полотна, при всей их простоте и естественности, чувствуешь высоту мастерства и глубину выражения.

Как педагог П. П. Беньков постоянно остерегал своих учеников от бездушности и мудрствования, а также от погони за собственным стилем и манерностью. Особенно же он не мог терпеть фальши и неискренности. Скупой на похвалы, он, как правило, был немногословен, но справедлив. П. П. Беньков старался научить своих питомцев умению видеть и чувствовать красоту окружающего мира, считая, что только натура является учителем для художника. Все годы, проведенные им в Самарканде, были насыщены творческой работой. Павел Петрович был постоянным организатором и участником многочисленных выставок. Когда здоровье не позволяло выходить из дому, он писал с натуры этюды во дворе.

Пример его отношения к творчеству особенно актуален в наши дни, когда многие художники, оторвавшись от своих корней, так и не находят себя.

Может быть, стоит подумать о том, чтобы именем этого замечательного художника назвать одно из учебных художественных заведений Самарканда? Имя Павла Петровича Бенькова послужит примером в формировании молодых художников, любящих наш город и продолжающих творить в лучших традициях самаркандской Школы живописи.

Александр ГАЛАК, 

Зарина ЭГАМБЕРДИЕВА,

главный архивист

Самоблархива.