Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Великий адиб Садриддин Айни

В таджикском языке есть старинное слово "адиб". Его первичное значение гораздо шире, нежели в современном толковании. Это не просто литератор, но всесторонне развитый человек, знаток литературы, поэзии, теории словесности, всех тонкостей языка и, прежде всего, гуманист. Таким адибом был Садриддин Айни.

Есть еще одно старинное слово "устод", которое означает мастер, учитель. "Словом устод, - писал И. Брагинский, - называют не только мастера-умельца, владеющего секретом своего дела, но и мастера гранения слова, духовного наставника, учителя. Устодом зовёт народ основоположника классической таджикско-персидской поэзии Рудаки, устодом назвал народ и Садриддина Айни".

Корифей таджикской литературы, широко почитаемый в народе, великий мастер художественного слова Садриддин Айни является одной из самых значительных фигур в таджикско-узбекской культуре ХХ века. Глубокое освоение художественных ценностей своего народа, великолепная эрудиция в области традиционных гуманитарных знаний вооружили его для решительного обновления таджикской литературы. Он был из когорты великих новаторов, построивших фундамент новой словесности, полностью изменившей представления об основных принципах изображения человека и жизни. Садриддин Айни был знатоком жизни и быта своего народа и создавал свои произведения на ясном, понятном и безупречном языке, в том числе и на узбекском, которым владел в совершенстве.

Как отмечал М. Асимов, энциклопедическая образованность С.Айни, его необычайная память, хранившая массу фактов, сведений и непосредственных личных впечатлений, великолепное знание старых письменных источников выдвинули его в число крупнейших учёных-гуманитариев. Поразительно широк круг научных интересов Айни - он охватывает самые разнообразные стороны национальной культуры, гуманитарных знаний. С. Айни можно по праву назвать основателем таджикской современной исторической науки, которой он положил начало своими очерками по истории мангытской династии и истории Бухарской революции. Кстати, многие его произведения имеют столь же художественную, сколь и историческую значимость, ибо в них содержится обширный, ценнейший своей фактической достоверностью материал по истории политических, социальных и экономических отношений Средней Азии как дореволюционного, так и пореволюционного периодов.

Творчество С. Айни, удивительно многогранное, впитавшее в себя всю самобытность национальных художественных традиций, письменных и фольклорных, отражает опыт созидательной деятельности народа, целую историческую эпоху. В повести "Старая школа", "Одина", "Смерть ростовщика", в первом таджикском романе "Дохунда", романах "Сирота", "Рабы" и в "Воспоминаниях", за которые он получил государственную премию, читатель, воочию видит разные стадии эволюции жизни народных масс и народного сознания. Эти и другие его произведения получили высокою оценку таких писателей, как Л. Леонов, К. Федин, С. Маршак. Луи Арагон сравнивал его с Д. Лондоном и Р. Киплингом. Украинский писатель Иван Дзюба написал исследование об Айни. Произведения Садриддина Айни были переведены на более 30 языков мира.

С. Айни является в то же время одним из крупнейших представителей и узбекской современной литературы. Кроме авторских переработок ряда прозаических произведений и сборника стихов, имеется большое количество статей, небольших прозаических произведений С. Айни, относящихся преимущественно к 20-м годам, разбросанных по узбекским периодическим изданиям того времени. Как отметил первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, творческое наследие Садриддина Айни можно считать и достоянием узбекского народа и узбекской литературы прошлого столетия. За свои заслуги в развитии узбекской литературы и науки Айни посмертно награжден орденом Республики Узбекистан "Буюк хизматлари учун" ("За великие заслуги").

За многочисленные труды по истории, истории литературы и языкознанию, в большинстве которых он выступил первооткрывателем, учёным советом Ленинградского государственного университета без защиты диссертации С. Айни была присвоена учёная степень доктора филологических наук, а Высшей аттестационной комиссией - звание профессора.

Айни был в числе организаторов Самаркандского государственного университета в 1927 году. В 1943 году он избирается почётным членом Академии наук Узбекистана, а позже ему присваивается звание заслуженного деятеля науки Узбекистана. С.Айни являлся Депутатом Верховного Совета СССР 3 - 4 созывов (с 1950 года).

Награждён орденами Ленина (трижды) и орденом трудового Красного знамени, лауреат Сталинской премии второй степени в 1950 году.

В 1951 году, когда открылась Академия наук Таджикистана, он был избран академиком и первым её президентом, оставаясь на этом посту до последних дней своей жизни.

15 июля 1954 года перестало биться сердце Садриддина Айни, и тогда его проводили не в последний путь, а в путь бессмертной славы. И это бессмертие ещё раз было продемонстрировано на Всемирном форуме писателей Азии и Африки в Каире в 1962 году, где, наряду с такими писателями, как Рабиндранат Тагор, Лу Синь, Тахо Хусейн, Айни был признан великим устодом слова.

Бессмертие С. Айни своими корнями уходит в бессмертие народа, из среды которого вышел адиб и с которым он с детских лет и до старости никогда не порывал связи, был его верным сыном и певцом.

Амина ШАРОФИДДИНОВА.