Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Страна света: согдийские образы

На самом деле, объективная историческая картина была совершенно иной. У земледельцев Согда было зерно, ремесленные изделия и домашний скот. У кочевников имелся скот, но зерна и ремесленных изделий постоянно не хватало. И считалось, что степняки предпочитали получить недостающее силой - грабежом. Увы! Именно в этом суждении и кроется ошибка в оценке характеристики "Хозяев Степи". 

Действительно, древние европейские и переднеазиатские авторы с раздражением и неприязнью описывали даже внешний облик кочевников, подчеркивали их жестокость к врагам и беспощадность к побежденным, предельную непритязательность в быту. При этом не обращали внимания на великолепное знание кочевниками природы и животных. Номады почитали и боготворили прекрасных коней, в искусстве верховой езды им не было равных, у них до виртуозности были развиты военные навыки, существовал обычай побратимства, подчеркнуто уважение к старшим и памяти предков. Для них было в обыкновении наказывать мучительной смертью за воровство и прелюбодеяние. Кочевники были "рыцарями" степей. Их утонченная нравственность, через многие столетия послужила основой кодекса рыцарского поведения средневековых героев Европы.

В начале "эпохи железа" кочевники Согда уже прошли первую стадию кочевания - таборную. После захвата новых земель кочевники-скотоводы пытались активно осваивать занятые ими территории. Начался период "обретения Родины". Кочевые племена, в том числе и согдийские саки хаумаварга, стали осознавать необходимость более тесных и конструктивных взаимоотношений с оседлыми земледельческими группами населения. Рождался симбиоз, который устраивал два разных, полярных мира. Не требовалось великой мудрости, чтобы понять веление времени - регулярная эксплуатация завоеванных стран выгоднее простого грабежа.     

 Саки хаумаварга оказались объединенными не только в рамках одного политического образования, но и в рамках одного общества. Правящий слой кочевников (племенных вождей) в них быстро превращался в господствующий класс оседлого населения и объединялся с местной знатью. Однако сама племенная группа, по сути, оставалась истинно кочевой, скотоводческой.

Существовала ли духовная близость между земледельцами Согда и саками хаумаварга? Мне кажется, что подобная гипотеза имеет право на существование. В погребальных курганах племенной сакской знати мы выявляем элементы заупокойного культа, присущие оседлым народам. Так, практически повсеместно в этих захоронениях установлено совершение обряда "отверзения уст", встречается кирпичная закладка дромоса (прохода, коридора) перед погребальной камерой, которая имела сводчатые перекрытия. Место возведения погребальных курганов, обычно - за водным рубежом, который исполнял роль загробной реки, через которую обязательно должны перейти умершие или их души.

Все эти могильники расположены в непосредственной близости от древних городищ, которые датируются временем эпохи "раннего железа" или азиатской античности, но отделены от них реками. Подобное соседство весьма характерно для согдийских кочевников. По обширнейшему фактическому материалу я с полным основанием считаю, что земледельцы гарантировали безопасность погребений элиты степняков и, в то же время, обеспечивали себе безопасность от внезапных нападений "непрошеных гостей".

Внешний облик согдийских саков посчастливилось увидеть в уникальных археологических находках, сделанных мною во втором кургане Кургантепинского могильника вблизи от города Самарканда. Там я обнаружил костяные пластины, на которых древним художником нанесены гравюры, изображающие сцены охоты и сражения саков. Когда-то они крепились на кожаную основу. Три "малые" пластины (5,0х10,5 см) и две "большие" (13,5х10,5 см), выточенные из лопаток крупных животных, причем на всех них выгравированы рисунки. Тонким игловидным инструментом неглубокой резьбой нанесены многочисленные тематические изображения. На отдельных участках рисунков заметны следы красноватой охры. На костяных плоскостях воспроизведена сцена смертельной битвы между восемью воинами, а  на другой такой же пластине - кульминационный момент групповой охоты, где три всадника преследуют разнообразных животных.

Малые пластины имеют форму как бы сдавленного лепестка, с широкой полосой поверху. На этой полосе три круглых отверстия для крепления бронзовыми штифтами (на одной пластине их сохранилось две, на другой один, остальные утрачены) и с более крупным, также округлым отверстием над нижнем заострением пластины.

На одной из пластин художник изобразил поединок двух витязей в доспехах, как и в сцене боя "большой" пластины. Поединок ведется на копьях, причем левый уже пронзил правого. Тот, в сою очередь, только прикоснулся своим копьем к левому бойцу. На правом боку одного из них подвешен колчан с луком и, видимо, стрелами; на левом боку другого - на двух ремешках подвешен (закреплен) длинный меч в ножнах. На другой пластине изображена схватка двух верблюдов-бактрианов, оба животных на полусогнутых передних ногах кусают друг друга за задние ноги. На третьей пластине левая половина стерта, и изображение не сохранилось. В правой части - гриф, клюющий свою добычу.

Художнику удалось на этих миниатюрах показать не только внешний облик согдийских саков, но и огромное количество мельчайших деталей одеяний, военных доспехов, оружия, экипировки лошадей, пейзажа. По целому ряду специфических признаков и стилистических деталей, все эти изображения создавались именно в Согде. В различных материалах, полученных мной из археологических раскопок на Кургантепинском, Зармитанском, Марджанбулакском, Хасантепинском и Дуканханамском курганных могильниках, распложенных на землях Согдианы, обнаружены прямые аналогии предметов, изображенных на костяных пластинах.    

По собранию образцов и сюжетов артефакты кочевых племен Согда входили в круг скифо-сакского искусства, с мифологемой и сложной знаковой системой. Это был народ с изысканным вкусом, в котором отражалась духовная концепция культурного образа.

Владимир КАРАСЁВ,

кандидат исторических наук,

г. Ташкент.

(Продолжение следует).