Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Страна света

Первое упоминание о Согде мы встречаем в священной книге зороастрийцев Авесте - Сугда или Сугуда они называли его, что в переводе означает страна, где царят свет и чистота. Еще в древнекитайских источниках говорится, что Согд был древнейшей колыбелью учения Зороастра. В западных же источниках, название Согд впервые встречается у Геродота, как податный округ Дария.

Локализовать территорию этой страны пытались многие исследователи. Они обращались к древним хроникам, запискам путешественников и купцов. Но китайские или арабские странники писали о Согде, как о чем-то вечно существовавшим со времен сотворения мира. Отмечали, что это страна, земли которой располагались по реке Согд, теперешнему Заравшану, носившему у греков и македонян имя Полимет - "драгоценный", "высокочтимый", "заслуживающий почета". Названия страны и главной ее реки, без сомнения говорят об огромном почитании их древними жителями. В современном повседневном обиходе Согдиана воспринималась, как загадочная страна бесстрашных кочевников и трудолюбивых земледельцев. Территории обитания тех или иных сакских племен, пока еще полностью и окончательно не определены. Иногда, в пылу полемики, исследователи демонстрируют такое необъятное нагромождение косвенных источников, что напрочь забывают об одном самом важном и единственно верном, пока еще, аргументе - результатах археологических работ.

Загадка кочевников Согда заключается в том, что к толкованию их индивидуализации отдельные исследователи подходили из неверных представлений о роли и значении степняков. Греческие жизнеописатели Александра Македонского сообщали об этой земле, фактически, через четыреста лет после походов полководца в Азию и сидя за многие тысячи километров от Согдианы. К тому же, греки привносили свои представления о границах, которые были абсолютно чужды среднеазиатским традициям. Никогда древние государства на Востоке не проводили свои границы по рекам. Грекам было невдомек, что река - это часть государственного имущества, такая же стратегически ценная, как и рудники.

Границы Согда были в достаточной степени четко определены самой природой региона. С юго-востока согдийские земли ограничивал Гиссарский хребет с составляющими его горами Кугитангтау и Байсунтау, служа своеобразной изгородью от Бактрии. С северо-востока такой же  внушительной стеной был Туркестанский хребет, продолжением которого являлись горы Нуратау, отделявшие Согд от Кангюя. С северо-запада Согдиану надежно защищали от кочевников приаралья пески ужасных Кызылкумов. Юго-западная граница страны - от горного хребта Кугитанга до пустыни Кызылкум, была выделена широкой полосой совершенно безводных песков Сундукли.

Две реки питали своей живительной влагой  пространство Согда. Это, прежде всего - Заравшан, который берет свое начало высоко в горах из ледников и через сотни километров теряется за современной Бухарой в песках, и Кашкадарья, зарождающаяся между двумя отрогами Памиро-Алайской горной системы и бесследно исчезающая, но в других песках. Между двумя пространствами орошаемых земель раскинулись обширные степи, ставшие домом для кочевников. 

Названия для кочевых племен, в том числе и согдийских, мы встречаем все в той же Авесте. В Гатах (самых ранних частях Авесты) мы находим самоназвание кочевников - туры (Tu ra), которые характеризуются как "туры с быстрыми конями". Туры - кочевники, создавшие своеобразную державу, которая, номинально, объединяла вполне самостоятельные племена Центральной Азии. Даже спустя тысячелетия, в эпических сказаниях, Туран всегда противопоставлялся могучему Ирану.

Туранцы именовали себя саками. Существует прямое указание Геродота: "Саки, они же скифы… это были амиргийские скифы, но назывались они саками, потому что персы всех скифов зовут саками" (VII, 64). На мой взгляд, совершенно обосновано Г.Бейли предполагал,  что Saka - это прилагательное от  Sak со значением "могущественный, сильный, умелый".     

Несомненно, что сакские племена были весьма разнообразны по своему этническому составу. Итак, на просторах Центральной Азии обитали saka tyaiy paradraya - "саки, которые за морем",  saka tyaiy para svqdam - "саки, которые за Согдом", saka tiqrahavda -"саки тиграхауда" (саки с остроконечными шапками), saka havmavarqa - "сака хаумаварга" (саки, почитающие хаому), sakaraykoi - "сакарауки" и т.д. 

На наш взгляд, схема расселения саков проста и лаконична. Несомненно, что Геродот, сообщая об "амиргийских скифах", говорил о согдийских саках хаумаварга. Во время археологических работ на погребальных курганах Самаркандского региона, произведенных нами в последние годы, в инвентаре захоронений, которые датируются VIII-VII веками до нашей эры, практически обязательно присутствуют предметы, относимые к зороастрийскому верованию: курильницы, миниатюрные очажки, каменные ступки и тому подобное.

"Саки, которые за Согдом", это, на мой взгляд, была та группа племен, которая обитала к востоку от Туркестанского хребта, в зоне орошения реки Яксарт (Сырдарья), в том числе и территории древнего Шаша (Ташкентского региона) и, может быть, Ферганской долины.

Сакские племена были разнообразны по своему этническому составу. Несомненно, отличалась и экономика различных племен. Так, выявленная по материалам археологических работ замечательного ученого В. Григорьева, экономика сырдарьинских саков была примечательна феноменом соединения пастушеских форм скотоводства с ограниченным земледелием и охотой.

Подобная картина была характерна и для скифов - довольно близких "родственников" сакам.                 

"Саки тиграхауда" уже неоднократно встречались на изображениях из археологических раскопок на территории Хорезма. Всадники с остроконечными шапками нередкие персонажи в произведениях искусства и ремесленных изделиях всего региона южного приаралья.         

Также просто и логично толкование места пребывания "Саков, которые за морем". Единственным морем возле сакских земель было только Гирканское море, - то есть, "Каспийское море". "Заморские саки", на мой взгляд,  это кочевники Гиркании или Дахистана, расселявшиеся между Каспием и Сарыкамышским озером.     

Владимир КАРАСЁВ,

кандидат исторических наук, г.Ташкент.

Продолжение следует.