Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

"сабантуй" на самаркандской земле поэт, писатель, драматург

Уже в возрасте 15 лет его стихи стали появляться в прессе. В 1895 году под псевдонимами Кобил, Шухрат, Хижрон, Авлони, Сурайё, Абулфайз, Индамас выходят его очерки, фельетоны и драматические произведения.

В 1904 году Авлони стал одним из руководителей  местного отделения движения джадидов, открыл новометодную школу. Авлони первым предложил преподавать географию, химию, астрономию и физику в школах Туркестана, он ввёл в систему образования перемену между уроками, экзамены при переходе учеников из одного класса в другой, подняв образование в Туркестане на новый уровень. В 1909 году он в числе основателей  организации "Жамияти хайратия".

В 1905-1917 годах его публицистические статьи получают широкий резонанс среди передовой интеллигенции. Тогда же он открывает газету "Шухрат".

Вместе с Бехбуди Авлони организовал актёрскую труппу "Турон" и поставил пьесу "Падаркуш". В 1917 году начал издавать газету "Турон" под девизом "Яшасин халк жумхурияти!", которая освещала политические и социальные события в стране. В 1918 году он - главный редактор газеты "Иштирокиюн". Но преследования властей не дают полностью реализовать замыслы мыслителя, Авлони распространяет свои передовые идеи через новометодные школы.

Школа Абдуллы Авлони отличалась от старометодных школ тем, что все уроки велись не на арабском, а на узбекском языке. Вместе со своими соратниками-джадидами Махмудходжой Бехбуди, Абдурауфом Фитратом, Абдулхамидом Чулпоном и другими он выступал за демократизацию общественных отношений, просвещение широких слоев населения, в том числе женщин, изучение общеобразовательных предметов, совершенствование методики обучения.

Специально для этих школ он создает учебники: "Адабиёт ёхуд миллий шеърлар" ("Литература или национальные стихотворения"), "Биринчи муаллим" ("Первый учитель", 1912) и другие, в которых описывает культуру других народов, возвеличивает просветительскую деятельность, науку, призывает народ учиться, получать знания. Эти произведения  и сегодня имеют важное значение в формировании у учащихся национального самосознания и нравственности.

Среди педагогических произведений автора немаловажное значение имеет книга "Туркий гулистон ёхуд ахлок", где открываются методы воспитания и образования начала прошлого века. Размышляя о воспитании детей в качестве педагога, Абдулла Авлони писал: "Если человек с детства пошел по неправильному пути и вырос невоспитанным, то ожидать от него что-то хорошее подобно протянутой руке к звездам". По его мнению, на формирование нравственно-этических качеств в ребенке, в первую очередь, влияют социальная среда, семья, где он воспитывается, и его окружение. Воспитание детей он разделяет на четыре части: начальное воспитание (тарбиянинг замони), физическое воспитание (бадан тарбияси), идейное воспитание (фикр тарбияси), этическое воспитание (ахлок тарбияси). По сей день актуальна мысль А. Авлони: "Воспитание мысли - самая важная, священная задача, с давних времен возлагавшаяся на учителей и наставников".

В свое время он  работал министром народного образования Афганистана, был послом-консулом Советского Союза в Афганистане, преподавал в Университете Средней Азии.

Абдулла Авлони умер 25 августа 1934 года в Ташкенте и похоронен на Боткинском кладбище.

В эти дни общественностью широко отмечается его 140-летний юбилей, имя великого педагога носят многие образовательные учреждения в нашей стране.

Подготовил

 Ёрмамат РУСТАМОВ.