Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Повелитель правоверных

Имам аль-Бухари. Это имя одно из самых почитаемых в мусульманском мире. Величайший хадисовед сумел собрать воедино все истории, связанные с пророком Мухаммадом, тем самым оставив потомкам ценные знания по исламоведению.

Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари, более известный как имам аль-Бухари, родился 19 июля  810 года в Бухаре в семье выходцев из Персии. Отец Мухаммада умер, когда он был ещё ребёнком, его воспитанием занималась мать, которая для своего времени была весьма образованной женщиной.

Существует предание, что в раннем детстве будущий учёный ослеп. Его мать спустя время увидела во сне пророка Ибрахима, который сказал ей: "Аллах вернул зрение твоему сыну благодаря твоим многочисленным мольбам". И мальчик вновь прозрел, причём не только зрение стало даром небес - Мухаммад не по годам был проницателен, сообразителен, обладал необычайной памятью. Уже в семь лет он изучил священную книгу Коран, а в возрасте 10 лет знал наизусть несколько тысяч хадисов.

Когда ему исполнилось 16 лет, молодой человек с матерью и братом направился в Мекку для совершения паломничества, где в течение четырех лет обучался у самых знаменитых мухаддисов. В Мекке он посетил все известные в то время центры исламских наук. В Багдаде Исмаил аль-Бухари восемь раз встречался с величайшим знатоком хадисов Ахмадом ибн Ханбалем, ходил в  Басру, неоднократно бывал в городе Балхе (что находится на территории современного Афганистана) и в Египте.

В Дамаске будущий мыслитель обучался у Абу Мусхира, затем изучал хадисы у знаменитого хафиза Яхъи ибн Мунхари в Нишапуре. Сам он отмечал, что записал и принял хадисы от 1800 учителей. Во время шестнадцатилетнего пребывания в Медине в мечети пророка Мухаммада он читал собрание хадисов о поступках и словах пророка Мухаммада и его сподвижников.

Хашид бин Исмаил написал  об ученичестве аль-Бухари: "В Басре Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: "Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов и ничего не записываешь, но почему ты так делаешь?". Через шестнадцать дней он сказал нам: "Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали". Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, и он стал читать всё это наизусть, а мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти".

Об имаме аль-Бухари с похвалой отзывались многие его современники. Достаточно сказать, что в области науки о хадисах он заслужил прозвище "повелителя правоверных", что никем не оспаривалось. Однажды имам Муслим поцеловал имама аль-Бухари в лоб и сказал ему: "Позволь мне поцеловать тебе и ноги, о, учитель учителей, господин мухаддисов и врачеватель недостатков хадисов". После задал ему вопрос относительно хадиса об искуплении за встречу, и Аль-Бухари указал ему на недостатки этого хадиса. Когда же он закончил говорить, Муслим сказал ему: "Только завистник может ненавидеть тебя! Свидетельствую, что в мире этом нет подобного тебе".

Тем не менее Имам аль-Бухари часто становился жертвой заговоров. Из-за этого его четырежды изгоняли из Бухары. В первый раз его изгнали в ранний период за то, что он издал фетву, согласно которой приемные отношения действительны, даже если попить козьего молока или бараньего. Существует множество мнений о достоверности этого факта.

Во второй раз его изгнали за то, что он утверждал, что вера (иман) не сотворена. В третий раз на одном из собраний имама кто-то спросил его, сотворена ли речь Аллаха или нет. Имам аль-Бухари сначала попытался уйти от прямого ответа, но спрашивающий настаивал на своем, и в итоге имам сказал: "Речь Аллаха не сотворена, но наше её чтение сотворено". Люди не поняли имама до конца и обвинили его в том, что тот вводит "новшество".

В четвёртый раз эмир Бухары Халида Зухри попросил его обучать своих детей, но имам отказался. Тогда и эмир натравил людей на него, которые своими насмешками вынудили его в четвёртый раз покинуть Бухару. Именно тогда он отправился к родственникам в село Хартанг вблизи Самарканда (ныне Ходжа Исмаил). В этом селе имам и умер 1 сентября 870 года в возрасте 60 лет.

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является "аль-Джами ас-сахих". К числу известных сочинений Аль-Бухари относятся также такие книги, как "аль-Асма ва-ль-куна", "ат-Тарих аль-кабир" (Великая история), "ас-Сунан фи-ль-фикх", "Хальк афаль аль-ибад", и "аль-Кира а хальфа-ль-имам".

При собрании хадисов Аль-Бухари придавал особую важность установлению лиц, служивших первоисточником передачи, записи хадиса, перечислению лиц, передававших его дальше. К достоверным (сахих) он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка Пророка.

Имам аль-Бухари посвятил всю свою жизнь сбору хадисов. Он слышал хадисы от более чем тысячи шейхов, сам записал 200 тысяч хадисов от своих преподавателей. Из этого обширного океана хадисов (800 тысяч) он оставил только 7 275, включая и повторяющиеся. Они вошли в его книгу "Ас-Сахих", которая стала наиболее популярной среди всех других собраний.

Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет. "Ас-Сахих" Аль-Бухари примечателен ещё и тем, что это первый сборник хадисов, составленный по принципу мусаннаф, то есть с классификацией хадисов по сюжетам.

Некоторые богословы считают "Сахих" Аль-Бухари самой достоверной исламской книгой после Корана.

 В 1998 году в селении Хартанг по инициативе Первого Президента Узбекистана И. А. Каримова был построен величественный мемориальный комплекс, включающий в себя мавзолей, мечеть, библиотеку и медресе. В октябре 1998 г. в нашей стране широко отмечалось 1225-летие имама.

Подготовил  Ёрмамат  РУСТАМОВ.