Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Особая аура древних хаузов

«Средняя  Азия  -  страна  поливного  земледелия.  Там, где течет вода, - цветут сады и поля; там, где ее нет, - царит пустыня», - так начинается статья Виктора Кочедамова «Городские водоемы Бухары и Самарканда», которая вышла в журнале «Архитектурное наследство» в 1957 году. Пожалуй, на сегодняшний день это единственное подробное исследование хаузов, которых ныне практически не осталось в Узбекистане, а ведь именно они создавали тот неповторимый колорит, присущий городам мусульманского Востока.

Советский архитектор и историк архитектуры, специалист по градостроительству Санкт-Петербурга, Бухары и Самарканда Виктор Ильич Кочедамов попал в Самарканд из блокадного Ленинграда в начале 1942 года. 30-летний уроженец Омска, отличник Института живописи, скульптуры и архитектуры только поступил в аспирантуру Всероссийской академии художеств.

В Самарканде В. Кочедамов работал над диссертацией, посвящённой изучению культурного наследия, архитектурно-природного ландшафта и важнейшего объекта городской среды - архитектуры водоемов (хаузов). Им был собран обширный материал, сделаны многочисленные рисунки и обмеры хаузов Самарканда и Бухары, изучена краеведческая литература, работы исследователей градостроительства Средней Азии. В 1947 году В. И. Кочедамов защитил кандидатскую диссертацию, посвященную исследованию архитектуры водоемов (хаузов) древних городов Узбекистана. В диссертации рассмотрены три основных аспекта: конструктивные решения водоемов, их архитектурное оформление и приемы размещения в пространственной среде.

Как утверждал автор, система водных каналов с мелкими, средними и огромными водоемами во многом определяла планировочную структуру городов, являлась одним из основных факторов формирования современной городской среды и архитектурных ансамблей. Водоемам придавался изысканный абрис плана, их стены, выложенные мрамором или камнем, ступенями спускались к воде, украшались фигурными сливами-желобами с резным или графическим рисунком и ограждались зелеными насаждениями, в основном карагачами, чинарами, тополями и тутовниками. В прохладе водоемов и в тени зелени был благоприятный микроклимат, здесь размещались места отдыха и общения жителей.

«Хаузом в Узбекистане называется искусственный водоем, где запасается вода на время отсутствия ее в арыках и где она отстаивается, чтобы стать пригодной для приготовления пищи и питья. В городах хаузы принимали характер монументальных сооружений, берега их отделывались крупными блоками камня, размеры хаузов значительны, а объем достигает до 5 600 кубометров. Жители городов, используя берега хаузов для отдыха, умеют декоративно украсить их, прежде всего посадкой широковетвистых деревьев. Ветви защищают водоем от палящих лучей солнца, создавая тень, столь необходимую для отдыха. Берега хаузов застилаются коврами. Тут же поблизости обычно находится чайхана, этот древний «клуб» жителей Средней Азии, где обычно проводится все свободное время. По ветвям деревьев развешаны клетки с боевыми перепелами и горными куропатками, прикрытые с солнечной стороны яркими кусками материи. Птицы то и дело снуют среди ветвей, прилетая пить воду, шмели жужжат, кружась над водой и питаясь упавшими в воду ягодами тутовника. Расставленные на коврах блюда с виноградом, дыней, персиками, яркие пиалы и чайники, разнообразие цветистых халатов - все это создает необычайно красочную картину, порой напоминающую пышную театральную постановку», - писал В. Кочедамов.

Виктор Ильич утверждал, что, отражая национальные особенности культуры и обычаи, архитектура водоемов подлежит охране как народное достояние, исторический опыт устройства водоемов должен быть воспринят и преемственно использован в современном градостроительстве.

«Наиболее характерным квартальным ансамблем является самаркандский «Кош-хауз». Большая чайхана размещена на высокой террасе, в глубине участка расположены мечеть с минаретом и школа. В праздничный день, когда террасы чайханы устланы коврами и усеяны яркими халатами отдыхающих и когда вся эта пестрая и оживленная картина отражается в зеркале воды, Кош-хауз представляет колоритную картину».

Сравнивая хаузы Бухары и Самарканда, он пояснял, что самаркандские водоемы — проточные. Вода сменяется часто. Объем хаузов невелик. Все это гарантирует постоянную свежесть воды. Хаузы Бухары, получавшие воду только около 90 дней в году, не были проточными, а потому в ней развивались бактерии и паразит «ришта». Борьба с риштой велась радикальными мерами: был проведен водопровод с чистой, здоровой водой и осушены все хаузы Бухары. На момент исследования Кочедамовым сохранились только три из 114 хаузов, бывших в 1925 году в Бухаре (Диван-Беги, Ходжа-Зайнеддин и Боло-хауз). При осушении хаузов имелось в виду сохранить их архитектуру, дно водоемов засадить декоративной зеленью и цветами. Но местные строители разобрали каменные стенки хаузов для текущих нужд строительства, и восстановить их было невозможно. Такая же история постигла хаузы Самарканда.

Диссертационный труд Виктора Ильича «Городские водоемы Самарканда и Бухары», изложенный на страницах «Архитектурного наследства» в 1957 году, с авторскими рисунками и обмерами до сих пор сохраняет самостоятельное значение в научной литературе об архитектуре Средней Азии. И сегодня он мог бы служить ценным пособием градостроителям и архитекторам по регенерации архитектурного облика Самарканда средневекового периода.

Анастасия ПАВЛЕНКО.