Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

На улочках настоящего Самарканда

В Самарканде много узеньких улочек, где до сих пор встречаются низенькие резные ворота и доживают свой век огромные здания с отличной архитектурой. В махаллях, что за Регистаном, можно воочию увидеть историю, которая, к сожалению, разрушается на глазах. Но даже в медленно «умирающих» зданиях отчётливо видна грамотная рука их создателей.

Если двигаться по улице, идущей вдоль поликлиники, что неподалеку от Регистана, а затем, повернув налево, пройти метров 20, вы окажетесь у стен дома, где когда-то проживала семья знаменитых певцов. Об этом напоминает гранитная табличка, установленная на фасаде дома в далекие 70-е. Отсюда рукой подать еще до одного исторического памятника архитектуры - двухэтажного дома Левиевых, где в советское время располагался кожвендиспансер. Сейчас это здание заброшено, часть крыши отсутствует, сквозь окна виден обвалившийся потолок, образовавшиеся дыры и прорехи в стенах.

Как нам рассказал смотритель синагоги Юсуф-ака, предприниматели из Америки, бывшие наши граждане, собираются капитально отремонтировать это здание и открыть в нем гостиницу, где могли бы останавливаться приезжающие к могилам предков бухарские евреи. Но пока это лишь планы.

Центром «еврейской махалли» всегда являлась синагога. Здесь не только молились, но и приносили на убой домашнюю птицу. За 10-15 копеек мясник, прочитав короткую молитву, резал птицу, кровь которой стекала в алюминиевый поддон, а затем отправлялась на мотороллере в цех, где после обработки ее добавляли в комбикорма.

- Синагога действует и сегодня, но в период карантина мы закрыты, - говорит Юсуф-ака. – Его основателем является Рафаэль Моисеевич Калантаров. Синагогу он построил в 1891 году, в тот же год построил кладбище, а чуть позже, в 1893 году, хаммам. Сейчас уже все разъехались, здесь почти никого из наших не осталось. В настоящее время в близлежащих махаллях проживает всего восемь семей, да еще с десяток в городе. Но к нам регулярно приезжают туристы, представители еврейской диаспоры.

Если идти вглубь «еврейской махалли», то рядом с синагогой на стене можно увидеть большую табличку с надписью Hammomi Dovud. За большими воротами находится древний, построенный 1893 году и действующий до сих пор, хаммам. «Хаммоми Довуди» не утратил своих уникальных традиций. Сама парная расположена под землёй, а во дворе возвышаются лишь огромные купола. Отличительной особенностью, которой обладает эта баня, впрочем, как и турецкие хаммамы, является обязательный подогрев не только парной, но стен, пола, лежаков. Естественно, что сегодня эти старинные бани технически усовершенствованы, но они сохранили свой прежний облик как снаружи, так и изнутри. Здесь же рядом находилась парикмахерская, где по дороге на работу можно было побриться и постричься.

Помню, в далекие 70-е, мы с друзьями после ночной посиделки и завтрака шашлычком у Нафталина в шесть утра приходили в этот хаммам, чтобы попариться и прийти в себя. За дополнительную плату – 50 копеек - нам выдавали полотенце и мыло. Войдя в предбанник и скинув одежду, спускались в залы, которые расположены ниже уровня земли. Каждый зал связан между собой узкими сводчатыми ходами. Здесь устроено так, что в каждом следующем банном помещении температура воздуха выше, чем в предыдущем.

Я до сих пор помню те неповторимые ощущения, когда ложишься на прогретую каменную полку, по телу растекается тепло, уходят спазмы, усталость и глаза закрываются от блаженства.  После часика-другого такого комфорта человек опять был готов идти и трудиться. Временами кто-то из нас вставал, чтобы плеснуть чашку воды на камни, находящиеся за кованой решеткой. Солнечные лучи и свет попадали внутрь через маленькие окна, находящиеся в центре куполов.

Баня работала по специальному графику – с 5:00 до 12:00  для мужчин, с 13:00 до закрытия баня была в распоряжении женщин. Сейчас график иной - день мужской, день женский. Правда, из-за пандемии она временно не функционирует.

Говоря о бане, нельзя не сказать о шашлычной Нафталина (так его тогда называли). Я удивлялся, как они успевают нарезать мясо, разжечь угли и  «во всеоружии» с пяти утра встречать ранних клиентов. При входе стоял мальчишка лет десяти, который торговал небольшими лепешками. Далее стояли огромные чаши с нарезанным разного вида мясом. Здесь можно было самому нанизать на шампур понравившиеся куски мяса, жира или печенки и приготовить по своему усмотрению. А можно было, как обычно, заказать шашлычнику. Мясо не мариновалось и не солилось. Пачки с солью находились рядом, и жарящееся мясо посыпалось в ходе готовки. Пока готовился шашлык, посетители брали лук из стоящей рядом тачки, проходили на кухню и, почистив, нарезали его. На столе стояли бутылки с уксусом, и каждый разводил его по своему вкусу. Здесь же, на плите, в чайниках кипела вода. На небольшом столике стояли заварочные чайники и трехлитровые банки с черным и зеленым чаем. Бросай заварку, заваривай себе чай, словом, самообслуживание.

Помню ещё интересный момент. Хоть это и было запрещено, но, тем не менее, хозяева приторговывали спиртным. Для «своих» всегда имелся отличный еврейский самогон – «шехол», от которого никогда не болела голова. За все время посещения этого заведения мне ни разу не пришлось быть свидетелем скандала или драки между клиентами, - все уважительно относились друг к другу.

Такие были времена…

Рим МУСТАКИМОВ.

Фото Ю. Хайдаровой.