Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

История одного театра

В эти годы налаживается тесная, доверительная связь с самаркандским зрителем. Главный режиссер, на тот момент заслуженный артист Узбекской ССР А. Гринберг в одном из интервью корреспонденту газеты "Ленинский путь", вышедшем в 1965 году, говорил: "Многими нашими достижениями мы обязаны зрителям - беспристрастным критикам, добрым советчикам. У нас установлен хороший творческий контакт с предприятиями и учебными заведениями города". Актеры в это время проводят многочисленные встречи со зрителями на заводах, фабриках, в вузах, где показывают отрывки из спектаклей, организовывают зрительские конференции, на которых завязывались интересные дискуссии о достоинствах и недостатках постановки. Так, при работе над пьесой Ю. Семенова "Петровка, 38", по словам Гринберга, были даны ценные советы сотрудниками милиции. 
Театр в те годы жил общественной жизнью. Заключались договора дружбы с ведущими  предприятиями Самарканда - лифтостроительным заводом и заводом "Гелион".  Они  встречались с рабочими, студентами, рассказывали  о своей деятельности, об истории театра,  оказывали помощь художественной самодеятельности в проведении творческих встреч. Тесной дружбой театр был связан и с воинами Самаркандского гарнизона.

Более 50 лет Александр Михайлович Гринберг не покидал Самарканда и свой родной театр, из них почти 15 лет  являлся главным режиссером. Отметим, что А. М. Гринбергу было присвоено звание Народного артиста Узбекистана.

В годы творческого взлета театра его возглавлял Народный артист УзССР Н. Д. Балаев. Тогда успешно осуществлялись постановки пьес мировой и русской классики, а также произведения узбекских авторов. Среди них заметный след оставили спектакли "Кремлёвские куранты" А. Погодина, удостоенный премии Совета Министров УзССР, "Мирзо Улегбек" М. Шейхзаде, "Бесприданница" Н. Островского, "Американская трагедия" по Т. Драйзеру и ряд других спектаклей, в которых "блистали" ветераны сцены: Н. Д. Балаев, Е. И. Соколова, В. В. Арбенин, художник А. А. Ларин. Широкое признание и любовь зрителей обрели мастера  -  В. Бабаков, Е. Шлейкин, Т. Стебловская, Л. Курнышов, В. Майковский, О. Маренова,  В. Подъелец (Давыденко), Е. Матковский, В. Веровская, А. Раджабов, З. Курнышова,  Л. Смирнова, Ю. Смирнов, Ф. Павловская и другие.

Особо стоит отметить гастрольную деятельность. География театральных маршрутов самаркандских артистов распространялась преимущественно по Средней Азии: со спектаклями ездили в Ургенч, Бухару, Нукус. Но театр также с успехом гастролировал на Крымском побережье Черного моря, в Новороссийске, в Саратовской области.
14 февраля 1978 года постановлением Самаркандского обкома КП Узбекистана и облисполкома театру присвоено имя А. П. Чехова. Коллектив театра трудился в одном из  зданий дореволюционного периода на улице Алишера Навои (бывшая  Ленинская). В нем когда-то заседало первое правительство советского Узбекистана. Сейчас в нем располагается Самаркандский областной театр кукол. В конце февраля 1978 года "чеховцы" переезжают (где и поныне работают) в приспособленное помещение, которое было введено в строй для Дома культуры. Здание двухэтажное площадью  425 квадратных метров, с количеством зрительных мест 300, расположено по адресу: ул. Буюк Ипак йули, 45.

За заслуги в развитии театрального искусства Президиум Верховного Совета СССР Указом от 2 октября 1979 года наградил Самаркандский русский драматический театр им. А.П. Чехова Орденом трудового  Красного знамени.

Лариса САДЫКОВА.
В публикации использованы материалы театроведа Б. Х. Исламова и экс-директора театра Э. П. Мирзаевой.
Окончание следует.