Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

История одного театра

Костяк первого театра русской драмы в Самарканде состоял  из любителей под руководством актера и режиссера Александра Юренева-Лимантова. В свое время он создал студию театрального искусства, в которой учились Ф.Раневская, В. Ржевская, Н. Москвин, М. Горький, А. Рыбаков и др. В числе театральных деятелей были довольно известные имена режиссеров, таких как К. Шорштейн, Л. Верхоцкий и др. Позже они удостоились званий народных артистов Узбекистана и Таджикистана.
Вот как описывает этот период шведско-русский композитор, неутомимый путешественник В. Н. Гартевельд в своей книге со звучным названием "Среди сыпучих песков и отрубленных голов" (Москва, 1914 г.), где он рассказывает о своем путешествии в Туркестан в 1913 г.:

"Вечером я пошел в городской театр, и должен признаться, что никому не посоветую попасть в этот "храм муз". Дело в том, что в январе в Самарканде бывает весьма холодно, и я в театре чуть было не замерз, так как театр деревянный и, при этом, почти не отапливаемый. Кроме того, он построен в какой-то яме, где, как мне говорили, прежде было болото. Публика (я и еще человек тридцать товарищей по несчастью) сидела в калошах и шубах и стучала зубами все время точно кастаньетами". 
Тем не менее, в театр и гастролёры наведывались, и своя любительская труппа была, которая после революции оформилась в Русский театр, переехавший в 1978 году в новое здание, где ныне обитает театр кукол.

С первых дней существования русский театр Самарканда содействовал укреплению дружбы между представителями различных национальностей и народностей, проживающих в Узбекистане. Здесь регулярно проводились агитконцерты, осуществлялись постановки новых спектаклей с участием мастеров сцены из столичных театров.
26-27 октября 1918 года состоялась премьера спектакля "Гроза" по пьесе А.Н. Островского, после чего решением Государственной комиссии народный театр становится государственным театром.

Основу репертуара составляла классическая драматургия: "Власть тьмы" Л. Толстого, "Маскарад" Ю. Лермонтова, "Месяц в деревне", "Доходное место", "Снегурочка", "Свои  люди, сочтемся" А.Н. Островского и другие. Театр,  помимо этого, ставил пьесы современных  в то время авторов, таких как Н. Родионов, Е. Вольный, А. Бадрий, которые в своих драматических произведениях пропагандировали сугубо революционную тематику.     
С образованием в 1924 году УзССР Самарканд становится  столицей. Самаркандский Угорком и Наркомпросс принимают решение, согласно которому, в сентябре 1925 года театр становится Республиканским государственным театром драмы. 

Расцвет театрального коллектива того времени, появление новых ярких имен актеров и художников было связано, прежде всего, с расцветом режиссуры, творческими поисками  режиссеров Льва Верховского и Евгения Амонтова, тщательным подбором репертуара. На сцене появляются не только классические, но и современные драмы советских и зарубежных авторов.
В 1930 году в связи с переводом столицы в г. Ташкент, многие актеры и режиссеры были переведены в столичный театр. Театр, в связи с этим, был переименован  в Самаркандский областной  театр.

22 октября 1933 года узбекский и русский театры объединяются. Областным Гостеатром  руководит Л. Верховский. Для укомплектования русской труппы приглашаются актеры и режиссеры из центральных городов России. Среди них был выпускник Московского университета искусств Н. П. Шквалов-Сангин, будущий Народный артист УзССР и ТадССР. Он проработал в этом коллективе более двадцати лет и поставил свыше 20-ти спектаклей, среди которых были "Коварство и любовь" Ф. Шиллера, "Честь" Г. Мдивани и многие другие.  

В эти же годы в Самарканд приглашается актер  Г. А. Алябьев, а также художники А. Т. Патрошкин, В. Зотов и др. Георгий Александрович Алябьев после закрытия Самаркандского ТЮЗа в 1935 году перешел  в  русский  театр драмы,  в  котором  проработал вплоть до 1974 года актером и главным режиссером. Он многое сделал для развития Самаркандского русского драматического театра, осуществил постановки более 50 спектаклей, среди которых были шедевры мировой классики и произведения современников. На его спектаклях учились и росли многие поколения актеров, удостоенных званий народных и заслуженных артистов Узбекистана: Б. Бабочкин, Ю. и Г. Соломоновы, М. Мансуров, Н. Мартынова, М. Р. Любанский, И. П. Шквалов, В. Веровская, Н. Балаев, Е. Соколова, Е. Шахов, А. Гринберг, Е. Сергеева, А. Корчанов, Е. Карельская и др.

Вторая мировая война внесла свои коррективы в репертуар театра. На его сцене появились такие спектакли, как "Оптимистическая трагедия" В. Вишневского, "Русские люди" и "Парень из нашего города" К. Симонова, "Нашествие" Л. Леонова - вот далеко  неполный перечень пьес, отражавших героизм людей, их преданность и любовь к Родине, поставленных театром в годы войны. Творческий коллектив выступал с концертными программами в воинских частях и госпиталях. Также коллектив театра организовал "Фонд помощи семьям воинов".

Лариса САДЫКОВА.
Продолжение следует.