Последние

Кто должен учиться в вузе? Общество

Трудовой потенциал Узбекистана огромен. Однако темпы экономического роста в условиях ужесточения конкурентных отношений в мировом масштабе определяют не количественные параметры трудовых ресурсов, а прежде всего их качественный состав.
Сегодня порядок отбора и приёма в вуз является своего рода связующим звеном между двумя ступенями непрерывного образования. С одной стороны, предоставляя право на продолжение учебы в вузе набравшим высокие баллы, система приёма выступает мощнейшим фактором побуждения учащихся школ и колледжей к овладению знаниями. С другой - качественный отбор сильно деградирует и имеет далеко идущие последствия для общества в целом.

Понятно, что из слабо подготовленного контингента абитуриентов, поступивших в вуз, при всём усилии МинВУЗа и руководства института невозможно подготовить настоящих специалистов с высокими профессиональными знаниями. В итоге мы имеем порочную практику подготовки специалистов серийного производства, которые по качеству знаний значительно уступают мировым стандартам. Из этого "серого качества" получаются специалисты, которые в последующем управляют производством, принимают ответственные решения, руководят коллективом, воспитывают и обучают наших детей.

Одним из путей решения данной проблемы является кардинальное изменение организации приема и систему тестового отбора в вузы страны. Во-первых, необходимо резко увеличить количество мест для приёма в высшие учебные заведения. В настоящее время ежегодно принимаются в высшие учебные заведения республики порядка 60-65 тыс. студентов, тогда как ежегодно средние специальные, профессиональные образовательные учреждения заканчивают более 500 тыс. человек. Документы в вуз подает также и значительная часть выпускников предыдущих годов. Следовательно, из общего числа этой молодёжи в студенты вуза принимаются примерно 10-12 процентов.
Во-вторых, проблему финансирования получения высшего образования можно решить за счет самих поступающих. Зачастую происходит так, что, если поступающий хочет учиться, но база знаний у него слабая, его родители любыми способами ищут пути "проникновения" в вуз. Зачем отказываться от разумной возможности его обучения за свой счет, без какого-либо ущерба государству?
В-третьих, за счет увеличения приема и формируемых дополнительных финансовых средств можно решить и проблему материального стимулирования профессорско-преподавательского состава вуза, постепенно добившись ликвидации взяточничества, вымогательства и других негативных явлений в стенах образовательных учреждений.

В-четвертых, в каждом регионе целесообразно создать специальные тестовые центры и установить онлайн - наблюдение за процессом сдачи вступительных экзаменов, тем самым обеспечить их прозрачность. Экзамены в таких центрах можно проводить на протяжении летних каникул, а проходной балл по отдельным специальностям можно объявить заранее, что позволит абитуриентам сориентироваться и выбрать вуз, специальность с учетом своих возможностей.
Повышение качества образования неразрывно связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, созданием частного сектора. Преодоление государственной монополии на рынке образовательных услуг и создание сети негосударственных высших и средних специальных учебных заведений позволило бы усилить конкуренцию между субъектами и повысить, тем самым, качество подготовки специалистов. Развитие в стране альтернативных форм образования является необходимым условием создания актуальной конкурентной среды на рынке образовательных услуг.

Важным направлением повышения качества кадрового потенциала представляется и дальнейшее развитие последипломного образования. С этой целью необходимо разработать эффективный организационно-экономический механизм, побуждающий дипломированных специалистов к обновлению устаревших знаний. Причем подобный механизм стимулирования и ответственности должен иметь равное воздействие на всех трёх участников процесса. Он должен побуждать учебное заведение к качественному выполнению своих функций, потенциального обучающегося к пополнению знаний, росту интеллектуального и профессионального уровня, а предприятия и организации, где работают обучаемые, к использованию квалифицированной рабочей силы.

Мурод МУХАММЕДОВ,
профессор, доктор
экономических наук.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив