Последние

"Самаркандия" Григория Улько Культура

В Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана проходит ретроспективная выставка Заслуженного деятеля искусств Узбекистана Григория Улько "Самаркандия".
Выставка, которую уже сейчас многие искусствоведы называют одной из лучших в этом году, включает более 200 живописных и графических работ, уникальные архивные материалы, которые раскрывают основные этапы творчества художника.

"Название выставки "Самаркандия" не просто место, где жил и творил художник, это культурный мир, центром которого на протяжении десятков лет являлся Улько, - отметила на открытии экспозиции заместитель директора по научной части Людмила Кодзаева. - Григорий Ильич - неординарный художник, интересовавшийся историей, археологией, который не выпускал из рук фотоаппарата. И на выставке можно увидеть наследие, которое бережно сохранила его семья. Посетителей ждет масса открытий. Тексты о творческих проблемах, напутствиях художникам, мысли об отношении к искусству, памятки себе, стихи - ценнейший архив, с которым, я надеюсь, ознакомятся все".
Григорий Ильич Улько родился в 1925 году в селе Екатериновка Алтайского края. Многодетная семья Улько, потеряв двоих детей, в 1930 году переселилась в Новокузнецк, где Григорий к восемнадцати годам получил профессию слесаря и работал в одном из цехов Кузнецкого металлургического комбината.

Весной 1943 года, в самый разгар Второй мировой войны, Григория Улько призывают в армию, где он в качестве снайпера сопровождает эшелоны на фронт, но уже осенью его комиссуют и отзывают обратно на завод. Впоследствии он писал: "Именно там, на фронте, окончательно укрепилось моё решение: если останусь жив - стану художником".
В 1946 году Улько отправляется в Самарканд и поступает сразу на второй курс Самаркандского художественного училища, где преподавал Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР Павел Петрович Беньков. Позже Григорий Ильич переезжает в Харьков, где учится на отделении живописи в Харьковском художественном институте.

В 1957 году Григорий Ильич отправляется делать свою дипломную работу в Хорезм, где работает художником сначала в составе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции под руководством Сергея Толстова, а затем в экспедициях Михаила Массона, Олега Ростовцева и других. В 1962-1968 годах Улько заочно учится в школе дизайна в Москве и становится автором ряда монументальных проектов. Среди них - не сохранившийся до наших дней монумент на въезде в Самарканд со стороны Бухары и мозаичное панно на фасаде самаркандского аэропорта.

В эти же годы окончательно формируется его художественный почерк. Улько обращается к таким общечеловеческим вопросам, как жизнь и память, взаимодействие между культурами, смена поколений. Этим вопросам посвящены такие его картины, как "Первые шеренги", "Живые и мертвые", "Счастье", "Автопортрет с сыном", "Финал", "Трое". В 1970-е годы художник задумывает монументальный памятник, посвященный Самарканду и его месту в истории человечества и в космосе. Проект отвергли за "излишний формализм", а спустя 30 лет в упрощённом варианте монумент был установлен во дворе Самаркандского сельскохозяйственного института.

В 1988 и 1989 году Г. Улько участвует в крупном международном проекте, посвящённом Аральскому морю, и пишет большое количество графических и акварельных этюдов, в которых отражается широкомасштабное экологическое бедствие.
Помимо разнообразной деятельности в области изобразительного искусства и дизайна, Григорий Улько внёс большой вклад в развитие культуры Самарканда, и Узбекистана в целом, еще и как организатор, педагог. В конце 1960-х годов, будучи председателем самаркандского отделения Союза художников Узбекской ССР и главным художником города (была такая должность), он приглашает в Самарканд ряд известных живописцев, графиков и монументалистов из Ленинграда, которые формировали эстетический облик Самарканда того периода. С 1975 по 1985 годы Улько руководит объединением молодых художников при Союзе художников, а также преподает в Самаркандском художественном училище, ведет живописные секции для любителей.

В 1994 году городской совет Самарканда объявил конкурс на проект герба города. Изучив правила геральдики, Улько предложил вариант, в основе которого лежала легенда о снежном барсе, благословившем первых строителей Самарканда. Данный проект был принят, и герб, автором которого являлся Григорий Улько, стал официальным гербом города Самарканда.

Подготовил Влад СТАСОВ.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив