Последние

Что носили наши прадеды? Культура

При изучении среднеазиатского костюма по миниатюрам конца ХV века нельзя обойтись без привлечения гератских образцов этого вида искусства, так как в то время Герат был культурным центром всего Среднего Востока. Его моды становились модами Бухары, Ташкента, Андижана, Кабула, Тебриза и Самарканда.
С наибольшей полнотой представлены памятники конца ХV-ХVII вв. Миниатюры ХVIII-ХIХ вв. известны в единичных экземплярах. По этому источнику лучше поддаются изучению комплекты мужской одежды, женская одежда отражена гораздо хуже. Так как на миниатюрах представлены все слои населения, источник позволяет судить о социальных различиях в костюме. Изучение миниатюр показало, что покрой мужской одежды не был разнообразным. Разные социальные и этнические слои населения носили одежду одних и тех же видов, хотя каждая группа отдавала предпочтение определенному способу её ношения, разными сочетаниями, с теми или иными аксессуарами. На миниатюрах отображена в основном верхняя одежда, хорошо видны головные уборы, обувь и аксессуары. Нательная одежда обычно только выглядывает из-под верхней, но и она поддается изучению, иногда персонажи миниатюр изображены в одной нательной одежде, либо она изображена отдельно, например, в сценах с просушкой стираной одежды, что даёт возможность судить даже о её покрое.

Мужская одежда представлена в основном одеждой типа халата и кафтана нескольких видов. Самым распространенным вариантом распашной верхней одежды гражданского населения Средней Азии ХV-ХIХ вв. был халат, варианты которого отличались деталями, отделкой, длиной, манерой ношения, что диктовалось социальным положением владельца.

Распашная одежда с прямым осевым разрезом представлена в трех вариантах с длинными, короткими рукавами и без рукавов. Эти варианты отличались и отделкой, но их основа - покрой, который принято называть "туникообразным" у всех вариантов был одинаков. Эта одежда была прямая, несколько расширяющаяся к подолу. Лишь по одной гератской миниатюре можно узнать, что хорасанские портные умели подгонять распашную одежду по фигуре, зауживая спину осевым швом от затылка до талии так, что на месте крестца образовалась веерная складка. Халат чаще имел воротник, но иногда был и без него. Зачастую он был относительно широкий, трапециевидный, с более или менее скошенными кверху краями. Узкие воротники могли носиться и как стоячие, и как отложные. Воротники и отвороты всегда были другого цвета.

Довольно часто одежда застегивалась на пуговицы и петельки. Застежка шла от груди, пуговицы пришивались через равные промежутки, иногда попарно, с той и другой стороны. В таких случаях застежка оформлялась петличками из накладного металла. Со второй половины ХVI в. в моду входят крупные, редко расположенные пуговицы-бляшки в виде розеток. Застегивание на пуговицы было характерно для высших слоёв населения, у людей физического труда пуговицы встречаются редко, лишь у кочевников. Со временем пуговицы исчезают, вместо них можно видеть застежки-крюки. Одежда иногда не застегивается, а скрепляется завязками.

Важной деталью оформления распашной одежды является орнаментальная вышивка костюма высшей знати. Вышивка была основным его украшением, потому что на среднеазиатских миниатюрах одежда сделана из гладких материалов. Вышивка сосредоточивалась на определенных местах: она покрывала плечи, верхнюю часть груди и спины. Эта композиция орнамента характерна для китайской одежды, а в Средней Азии такая одежда может рассматриваться как "китаизм", появившаяся на мусульманском Востоке с монголами.
Длина и ширина халатов с длинными рукавами, а также манера их ношения варьировались в зависимости от профессии и социального положения владельца.

Служилая знать носила полудлинные халаты, причем часто опустив рукава. Одежды людей умственного труда были очень широкими и длинными - до земли. Крестьяне, ремесленники и воины носили халаты, доходившие до колен и несколько ниже, с узкими рукавами до запястий. Длина одежды иногда менялась под влиянием моды.

Во время работы, требующей подвижности, полы всех видов распашной одежды очень часто затыкались за пояс, засучивались рукава либо одежда спускалась с одного или обоих плеч. Халаты с короткими рукавами нередко имели два боковых разреза от талии до подола, иногда дополненных третьим сзади. Позднее разрезы не встречаются.
Наряду с распашной верхней одеждой на миниатюрах встречается и нераспашная. Бытовала одежда с длинными, с короткими рукавами, а также без рукавов. Рукава, как правило, узкие. Вырез ворота в нераспашной одежде в основном небольшой, до верхней части груди, треугольной формы; часто имеется воротник одного из описанных выше типов. Нераспашную верхнюю одежду всегда шили на подкладке. У слуг во время исполнения обязанностей, а у знатных людей во время развлечений она обычно подпоясывалась.

Гулбахор
АБДУРАХМАНОВА,
старший научный
сотрудник
государственного музея
истории культуры
Узбекистана.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив