Последние

Самаркандская школа миниатюры Культура

Рукописная книга в средневековье составляла предмет долгого труда, требующего специальных знаний и тренированной руки. Только после кропотливых многодневных усилий книга превращалась в настоящее произведение искусства.
Здесь всё должно было быть совершенно - от листа бумаги, с которого она начиналась, и до переплёта, в который её одевали после брошюровки всех листов.Лучшие сорта бумаги, сделанной из шелковых очесов, чуть желтоватые, цвета старой слоновой кости, гладкой, лощеной до мягкого блеска, изготовлялись в Самарканде из тутового дерева. Именно эту бумагу высоко ценили мастера европейского Возрождения.

Текст будущей книги наносился на листе в отчеркнутых рамках. Арабская каллиграфия являлась тогда особым родом графического мастерства, так как в ней имелось несколько видов почерков. В работе переписчика ценились твердость руки, правильный нажим, умение выдержать строку в заданных размерах. По окончании переписки поля страницы украшались золотым крапом или водяными линиями, а заглавные листы книги - "унвоном" - богатым обрамлением, заполненным сложным узором.

Первое появление миниатюры как книжной иллюстрации в странах мусульманского мира засвидетельствовано в ХI веке в книгах естественнонаучного и литературного характера. Последующее развитие миниатюры протекает в русле нескольких школ Среднего и Ближнего Востока.

Считается, что большей частью сведения о миниатюрной живописи Средней Азии даются в источниках времени правления Темура и темуридов, хотя возможно существование школы миниатюры здесь и в предшествующие времена. В хрониках темуридской эпохи упоминаются оформленные картинами дворцы Темура в Самарканде, Шахруха в Герате, Абу-Саида в Исфагане. Там были изображены портреты правителя, его родственников и окружения, сцены дворцовых приёмов и пиршеств, походов и сражений, охоты и развлечений. Именно к этому стилю был близок стиль среднеазатской школы миниатюры XV-XVII вв. Некоторые исторические источники позволяют утверждать, что школа миниатюрной живописи существовала в Средней Азии и раньше, в блистательный век Темура и Улугбека, когда Самарканд был центром концентрации лучших творческих сил эпохи.

В 90-е годы XIV в. в Багдаде работал выдающийся миниатюрист Джунейд Султани. Его стилистические приемы, как и ряд деталей, существенно отличались от западно-иранской миниатюрной живописи XIV в. Исследователи приходят к заключению, что он прибыл из какого-то туркестанского центра культуры вместе с Искандером Султаном, внуком Темура, которого тот поставил наместником в Багдаде. Стиль Джунейда Султани оказал влияние на общее развитие багдадской живописи, В том числе на выдающегося местного миниатюриста Абдалхая. В 1396 г. этот художник был направлен в Самарканд, где создавал свои произведения до конца своих дней. Его манеру восприняли тогда и местные самаркадские художники.

Незаурядным произведением самаркандской школы является групповой портрет Улугбека, его жён, сыновей, эмиров и знатных служителей (Галерея Фрира, Вашингтон). Эта миниатюра была написана в Самарканде около 1442 г. Она передаёт Улугбека уже в годах, восседающего под пышным балдахином, на лугу, в окружении родных и приближенных. Именно она необычна рядом специфических черт - крупнофигурность, плотность письма, лаконизм пейзажа, особенности в трактовке лиц, деталей одежды, предметов обстановки.

Во второй половине XV века в связи со вспышкой религиозной реакции художественная деятельность в Мавераннахре меркнет, но не угасает. Традиции мавераннахрской школы расцветают в XVI-XVII вв. при покровительстве шейбанидов и аштарханидов. В XVI веке происходит приток творческих сил из Герата в Самарканд, Бухару и Ташкент. Это были специалисты художественного оформления книги - миниатюристы того времени. Видимо, следуя запросам новых правителей и их окружения, художники уделяют внимание передаче ряда деталей, присущих узбекской среде. Это - манера стрижки бороды и усов, овальные белые войлочные шапки с черными отворотами, сапоги с заостренными каблуками, предметы вооружения, одежда и её детали и т.д.

Средневековую миниатюру Средней Азии, неотъемлемой частью которой является самаркандская школа миниатюры, можно назвать ветвью античной и средневековой среднеазиатской живописи. При этом она представляла особый росток на древнем корне, принесшей искусству Средней Азии новые веяния в этот вид искусства.

Гулбахор АБДУРАХМАНОВА,
старший научный сотрудник отдела искусств
Государственного музея
истории культуры
Узбекистана.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив