Последние

Очаровательная мадам в волшебном Самарканде, Культура

или Один день с учёным-историком Фредерик Бопертюи-Брессан

На знаменитом ургутском базаре внимание многих привлекла иностранка в жакете из узбекской национальной ткани бекасам. Женщина изъяснялась на русском языке, а свой восторг выражала французским "о-ля-ля!".
Гостья с интересом рассматривала сюзане, а торговцы в надежде продать свой товар усердно его расхваливали. Слушая их, француженка снисходительно улыбалась. Потом, обращаясь к своей спутнице, стала разъяснять значение узоров, вышитых на сюзане: "Это вот самаркандская школа вышивки сюзане, такие цветы вышивают сурхандарьинцы, а вот знаменитый бухарский узор…" Торговцы недоуменно переглядывались: "Кто же эта иностранка, что так искусно поясняет смысл узоров и солнца, и перца?"

Эта иностранка - мадам Фредерик Бопертюи-Брессан, учёный-историк, президент французской Ассоциации по изучению истории и культуры эпохи Темуридов. А еще главный редактор журнала La Timuride. Мадам Фредерик проводит исследования в Узбекистане, глубоко изучает историю и наследие Темуридов. При этом в основе всей научной деятельности лежит её очарование Узбекистаном, в частности Самаркандом. Благодаря этой любви, французская исследовательница когда-то сменила профессию.

- Впервые я попала в Узбекистан в 1977 году, - вспоминает мадам Фредерик. - Тогда, будучи студенткой французского университета, я изучала русский и китайский языки, побывала почти во всех республиках бывшего Союза. Приехала я и в Узбекистан, в частности Самарканд. По необъяснимым причинам с самых первых дней моего здесь пребывания этот край показался мне очень родным, близким моему сердцу. По возвращении во Францию мне стали сниться минареты, голубые купола. Через несколько лет я приехала снова. Шахи-зинда, Регистан, Биби-ханым… Я с интересом изучала историю и прошлое каждого исторического памятника, всё больше привязывалась к искренности здешних людей, пленялась красотой изделий местных мастеров-умельцев. С фотоаппаратом я пешком обошла почти весь город. Памятники, улицы, люди, здания один за другим попадали в объектив моего аппарата. Просматривая эти фотографии уже дома, во Франции, у меня промелькнула мысль о том, что их хватило бы на фотовыставку. Прошло немного времени, и моя идея воплотилась в жизнь. На фотовыставку пришли учёные, знакомые с историей Узбекистана, эпохой Темуридов. Там же я познакомилась с Люсьеном Кереном - французским исследователем богатого культурного наследия эпохи Темуридов. У нас оказалось много общих интересов, особенно сблизила личность Амира Темура.

Тогда же у увлеченных французов возникла идея о создании Ассоциации по изучению истории и культуры эпохи Темуридов, которая воплотилась 22 марта 1988 года. Многие годы руководителем этой ассоциации был учёный-историк, профессор Люсьен Керен. А их беседы переросли в интересный рабочий процесс.

- Хорошо помню те годы, - продолжает мадам Фредерик. - Мы приехали в Узбекистан, чтобы сообщить о созданной ассоциации и пригласить к сотрудничеству. К сожалению, в то время в республике, входившей в состав бывшего Союза, о личности Амира Темура говорили лишь шёпотом. И только в 1991 году, после того как Узбекистан провозгласил себя суверенным государством, ситуация изменилась и началась совместная деятельность. Были установлены партнёрские отношения с институтом Археологии Академии наук Республики Узбекис- тан, Государственным музеем истории Темуридов и другими организациями.
В 2007 году на международной конференции, проводившейся в рамках празднования 2750-летия Самарканда, Фредерик Бопертюи-Брессан участвовала с докладом на тему "Музыка эпохи Темуридов". За это время в издательствах Парижа напечатаны книги-альбомы "Лазурный Самарканд" и "Волшебный Самарканд".

До сих пор мадам Фредерик хранит в сердце воспоминание о том, как во время одной из презентаций книги в Самарканде она услышала фразу "благодаря Вам мы смотрим на Самарканд другим взглядом". Ассоциация сегодня широко пропагандирует искусство и культуру Узбекистана не только во Франции, но и в Европе, США. В частности, в Париже были организованы концерт народной артистки Узбекистана Муножот Йулчиевой, выставки художника Бобура Исмоилова и гончара Абдуллы Нарзуллаева.

В 2016 году члены ассоциации выступали с докладами на международной конференции "Алишер Навои и его вклад в развитие мировой литературы и культуры", проходившей в Германии. Со стороны ассоциации в разных странах мира организовано около 200 конференций, посвященных культуре Узбекистана, эпохе Темуридов.

Вся эта работа проводилась из большой любви и преданности мадам Фредерик к нашему краю. Сегодня в такое трудно поверить, но ее давние знакомые из Самарканда как-то поделились секретом: "Мадам Фредерик не раз выделяла средства из семейного бюджета для издания книг об Узбекистане и проведения международных конференций…"

Да, семья Фредерик Бопертюи-Брессан с пониманием относится к этому "увлечению", давно переросшему в крепкие и прочные чувства. Одна из больших комнат ее дома в Париже обставлена только изделиями узбекских мастеров-ремесленников, начиная от бешика, глиняных и медных кувшинов для умывания и заканчивая разнообразными сюзане и панно.

- А вы знаете, каким было первое слово моей дочери, - улыбается мадам Фредерик, - первым, что она произнесла, было "сю-за-не". Я очень хотела укачивать её в бешике, но, к сожалению, супруг не поддержал мою идею. Однако все четверо моих детей, как и я, очень любят Узбекистан. Мир Востока очаровал и их сердца. Мои друзья из Узбекистана бывают у меня дома, я бываю в гостях у них. Я очень дорожу этой дружбой. На свадьбу моего сына приехала мой большой друг Муножот Йулчиева, чему я была несказанно рада. А когда я попросила её спеть, она тут же согласилась.
Да, наверное, трудно представить, как француженка в длинном адрасовом платье исполняет танец под классическое пение Муножот Йулчиевой на свадьбе собственного сына. Но никто из присутствующих на свадьбе даже не удивился, потому что друзья её семьи такие же поклонники Востока.
Мадам Фредерик скромно улыбается, когда её дети в шутку говорят: "Предки нашей мамы были узбеками!" А как еще объяснить причину любви к Узбекистану, которая длится вот уже сорок лет?

В свой последний приезд она обошла множество музеев, встретилась с учёными, чтобы найти исторические фотографии памятников старины. Очень оживлёнными были диспуты с сотрудниками Самаркандского Государственного музея-заповедника, ведь в будущем году мадам Фредерик хочет отметить тридцатилетие Ассоциации по изучению истории и культуры эпохи Темуридов" и в Самарканде. Да, планов у неё много. Среди них издание книги к юбилею ассоциации, организация конференции и многое другое.

Ранее мадам Фредерик ознакомилась с деятельностью центров по бесплатному профессиональному обучению безработных женщин, нуждающихся в поддержке, организованных Центром социально-экономического развития "Сабр". Она также принимала активное участие в организации зарубежных выставок "Женщины Узбекистана", проводившихся совместно с Центром СЭР "Сабр". Свой интерес к этой деятельности она объяснила так: "Я глубоко уважаю искренность и отзывчивость узбекских женщин, их активность в общественной жизни, невероятную преданность своей семье и детям!"
Неутомимая мадам Фредерик успела принять участие и в международной конференции, ознакомиться с результатами работ, проводившихся учёными института археологии в крепости Кофиркала, и, конечно, посетить мемориальный комплекс Шахи-зинда, каждый уголок которого она хранит в памяти. В тесном графике нашлось время и для встречи с дорогими сердцу самаркандскими друзьями…

Гульрух МУМИНОВА, Умида ХОЛБЕКОВА.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив