Последние

Да будут все едино? Культура

Арт-студия "Айсель" собрала в этот майский день тех, кто не равнодушен к искусству. И это неравнодушие выплёскивалось в самых различных вариациях, вплоть до чтения стихов на фоне главного действующего "лица" - картины Аслиддина Исаева "Единый".
Формат выставки "одной картины" известен и популярен в Европе, России. Наша арт-студия "Айсель" совместно с государственным музеем - заповедником также имеет опыт проведения подобных мероприятий, вспомним День шедевра, так полюбившийся самаркандцам. Но одно дело - пережившее века произведение классика, совсем другое, когда в поле зрения единственный экспонат, выполненный рукой и сердцем твоего талантливого современника! И как же непросто писать о том, чье творческое становление шло почти на глазах, чьи картины видены на различных выставках, как персональных, так и в окружении работ других мастеров.

Но известный в Самарканде, Узбекистане и далеко за его пределами художник Аслиддин Исаев во многом облегчил задачу человеку пишущему, предложив своей новой, весьма сюжетно неординарной работой непривычный пока для нас формат выставки. Потому можно не повторяться, описывая его заслуги и регалии, а сразу перейти к сути.
Живописец Исаев известен философской наполненностью своих произведений, тематическая колористика коих всегда загадочна, непроста, чуть недосказана. Но у этого холста завораживают не только и не столько особенности исаевского стиля и не масштабность пространства, сколько, на мой взгляд, смелость. Отвага подачи материала, вероятно, выстраданного, прочувствованного, выношенного годами.

Аслиддин Искандарович признался на презентации, что творческий процесс над "Единым" длился три года. Супруга художника Гульнара Исаева в своём выступлении приоткрыла завесу того, как давался каждый вздох над палитрой, взмах кисти, какой Голгофой были поиски цвета, ракурса, нужных деталей. И всё это - ради воплощения большой идеи большого художника, взявшего на себя миссию объединить своим мастерством УЧИТЕЛЕЙ таких разнополюсных, на чей-то взгляд, конфессий.

Говорят, мол, нет пророка в своём отечестве. У Аслиддина Исаева на полотне их сразу три - Будда, Христос и Мухаммад. У каждого рука поднята: жест назидания? предостережения? призыв к мудрости? перст, указующий единственно верный путь? Это уж всяк из нас делает свой вывод. И не дело художника подавать на блюдечке ответы. Хотя вопросов роится множество. На один - таки получила разъяснения от маэстро:
- Почему нимб над головой Будды в зелёной гамме, не более ли этот цвет приличествует мусульманству?
- Индуизм, буддизм тесно связаны с природой. В этих учениях растительный мир не просто часть мироздания, а живая сущность, неотделимая от человека.

Что ж, творец он путешествующий: иные страны, другие части света, разные культурные и художественные традиции принимали и принимают Исаева. Перекладывая впечатления на полотно, он не демонстрирует энциклопедические знания истории, не стилизует под себя чужую технику, а остаётся собой, не маскируясь под космополита, лишь бережно передаёт атмосферу, что взволновала за далёким горизонтом взгляд "не туриста".
Интерес к синеве окружья над челом Иисуса вполне удовлетворила коллега-журналистка, убедив, что это - символ воды, таинства крещения. Ярко-золотистая желтизна, обрамляющая чалму Мухаммада, решила уже сама, видимо, символ солнца, без которого немыслима Азия. И, дай-то Бог, чтоб оно никогда не померкло!

…Искусствовед, художник Андрей Кузнецов подробно делится своей трактовкой, разглядев в разнообразии планов, в средней части картины, силуэт спящей женщины. А далее - это уже её сновиденческие мечты, фантазии, представления.
А вот и другой, более профессиональный гадатель раздумывает, а что означают эти диковинные образы в нижней части полотна, эти коне-птицы или ещё кто, неведомый? Профессор Самаркандского филиала Ташкентского университета информационных технологий Юсуф Абдуллаев выразил мнение, что это быстротечность времени, вернее, мы, человечество, несущиеся сквозь годы и эпохи. Не потому ли, открывая знаковое для Самарканда мероприятие, председатель творческого объединения художников области при Академии художеств Узбекистана Ягут Алиева и другие, взявшие на "выставке одной картины" слово, заостряли внимание на мире, на торжестве добра над злом. И момент подходящий - май, месяц Великой Победы.

Какая судьба ждёт "Единого"? Представляется, что это лишь часть огромной, возможно, монументальной работы, что станет когда-то фреской и будет питать духовностью и гуманизмом юные поколения. Хотя, по свидетельству мастера, готовил этот проект поначалу для своей мастерской, считая глубинно личным, ощущая в нём камерность.

Галина ТРОИЦКАЯ.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив