Последние

Услышать пение металла Культура

Из века в век местные мастера - заргары создавали уникальные по своей красоте ювелирные изделия. Несмотря на различные исторические события, происходившие в XIX-XX веках, народные мастера Узбекистана, в том числе и ювелиры, смогли не только сохранить знания и секреты декоративно-прикладного искусства, накопленные предками за многие столетия, но и приумножить их.
Мы заходим в святая святых - мастерскую Ойбека Тиллаева, где создаётся чудо ювелирного искусства. Здесь, в оборудованной несложными приспособлениями комнате, находятся наковальня, работающая на жидком топливе горелка, щипчики разных размеров и форм, каждые из которых предназначены для определенной работы. Вот, к примеру, для изготовления цепочек и серег, а вот - для создания в кольцах ячеек под драгоценные и полудрагоценные камни. Здесь же и пинцеты для подхватывания мелких деталей, ножницы, набор клещей, молоточков, штампов и форм для изготовления пустотелых шариков и множество других инструментов "чародея".

- Как и любой житель нашего древнего края, я с детства восхищался неповторимыми орнаментами на величественных памятниках старины, - говорит Ойбек. - Придя домой, я старался по памяти воспроизвести их на бумаге, добавлял к узорам различные цветы, корпел над мелкими деталями. Глядя на полученный рисунок, всегда мечтал воплотить его в железе или камне. Этот вопрос разрешился сам собой, когда мой брат Отабек, став подмастерьем известного самаркандского мастера-ювелира Аброра Джаббарова, самостоятельно изготовил ажурную подвеску - точь-в-точь как на средневековой миниатюре. Подвеска была такой изящной, мне даже показалось, что она поет. С тех пор я решил: стану ювелиром, чтобы именно в металле передавать красоту родного края.

Каждый настоящий мастер должен уметь плавить металл, отливать фигуры, выкладывать филигранные узоры, сочетая традиционные древние орнаменты с современным дизайном, внося свои разработки, а также, по возможности, перенимать опыт ювелиров Бухары и Хивы, считает Ойбек. Он активный участник различных выставок, где его произведения неоднократно удостаивались призовых мест. Там же мастер обменивается опытом с другими ювелирами. О. Тиллаев также постоянный участник конкурсов "Ташаббус".

- У нас в народе говорят: лучшее наследство - не деньги, а мастерство, - продолжает молодой усто. Если хорошо владеешь своим делом, у тебя будет всё: крепкий дом, благополучие в семье и уважение окружающих. - В отличие от многих других, мы с братом не из династии ювелиров. Свое первое изделие я, как и брат, изготовил под руководством знаменитого мастера Аброра Джаббарова. С тех пор прошло не так уж много времени, но я не мыслю себя без запаха жидкого металла, без стука молоточков по маленькой наковальне.
Сейчас у Тиллаева свои ученики, с которыми он обсуждает творческие планы, изучает наследие именитых мастеров. Ведь изделия наших ювелиров весьма богаты по ассортименту и характеру. В этой сфере немало уникальных произведений искусства, находящихся в частных коллекциях и выставленных в различных музеях мира.

Шухрат ХУСЕЙН.
НА СНИМКЕ: О. Тиллаев за работой.
Фото автора.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив