Последние

И зазвучит струна… Культура

Шум работающих электрической пилы, рубанка и дрели - обычный спутникой столярных мастерских. Но звуки, исходящие из этой мастерской, чаще всего завораживают людей своей пленительной мелодией. А дело в том, что здесь рождаются различные национальные музыкальные инструменты.

Более 35 лет назад житель г. Самарканда Хуршед Мавлянов изготовил свой первый тар.
- В те года я был солистом филармонии, часто на концертах мне приходилось не только петь, но и аккомпанировать себе на таре, - вспоминает Хуршед-ака. - Тогда у меня не было своего музыкального инструмента, приходилось просить его у своих коллег. Но я всегда мечтал о создании собственного тара. Друзья посоветовали обратиться к одному из мастеров, известному в кругу музыкантов. Заказ он принял, но все время под различными предлогами откладывал его исполнение. Тогда я решил сам, по своим чертежам, изготовить для себя музыкальный инструмент.

Спустя три месяца тар был готов: полированный до блеска, инкрустированный перламутром, красавец - хоть на выставку. Правда, издаваемые им звуки были далеки от совершенства. Именно в то время Хуршеду-ака пришло решение, во что бы то ни стало научиться искусству изготовления музыкальных инструментов, в первую очередь тара. Для этого ему пришлось уехать в Баку и просить известного мастера тарсоза, усто Баходыра Вокифзода, взять его в ученики. Через год, освоив некоторые секреты этой профессии, Мавлянов вернулся в Самарканд, где первым делом приобрел необходимые для работы инструменты и древесину различных плодовых и декоративных деревьев...

Работая преподавателем в Самаркандском педагогическом институте, Х. Мавлянов находил время, чтобы ездить к ташкентским и ферганским мастерам с просьбой обучить его изготовлению танбура, гижжака, дутара. Известные мастера, на удивление, не скрывали от него своих секретов, сразу приняв его в своё музыкальное братство. А сегодня у самого Хуршед-ака много своих учеников, которым он передает знания и навыки. Пошел по стопам отца и сын Фирдавс.

- В производственном процессе мы не используем пластик и химические вещества, - говорит Х. Мавлянов. - Мы изготавливаем музыкальные инструменты из древесины грецкого ореха и тутовника, пролежавших в сарае не менее двух лет. Крепкая и твердая древесина ореха идет на изготовление грифов, а тутовника, не теряющего своего звучание даже в зимний период, - на чаши (резонатора). Используемый для украшения перламутр придает инструментам нарядный вид. Если раньше мы делали только тар, рубаб, гижжак и танбур, то теперь к ним добавились дутар, най, турецкий саз и другие.

Два года назад гостями дома Мавлянова стали участники международного музыкального фестиваля "Шарк тароналари". Гости из Америки, Германии, Израиля и Франции ознакомились с методами изготовления национальных музыкальных инструментов, их историей. Тогда на вновь созданном таре он исполнил для гостей маком "Самарканд ушшоги", который вызвал у них массу эмоций.
Как оказалось, Х. Мавлянов, будучи студентом Самаркандского училища искусств им. Х. Абдурасулева, был частым гостем в доме народного артиста Узбекистана Камолиддина Рахимова, который учил его азам вокала и исполнению макомов.

Бывший солист филармонии Хуршеда-ака высоко ценит настоящий талант. В знак особого уважения многие известные вокалисты, такие как Камолиддин Рахимов, Нуриддин Хамрокулов, Бабамурод Хамдамов, Гуломджан Якубов, Сохибджон Ниязов, Огабек Собиров, Мардон Мавлянов и многие другие получили от мастера тары, изготовленные специально для них. Ведь музыкальные инструменты, в которые вложены талант и душа мастера, звучат особо, открывая сердца слушателей.

Шухрат ХУСЕЙН.
НА СНИМКЕ: Х. Мавлянов в мастерской.
Фото Олимджона Гафурова.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив