Последние

Чем богат музей? История

Самаркандский Государственный музей-заповедник на сегодняшний день располагает большой и разнообразной коллекцией художественного металла. Это многочисленные образцы всех крупных центров ремесленного производства Узбекистана - Самарканда, Бухары, Хивы, Коканда, Шахрисабза и Ташкента.
Наиболее распространены сосуды для воды и чая - чойджуш, мискуза, мисчойнак, офтоба, кумган, обдаста, самовар-офтоба; чашеобразные сосуды - мискоса, мисчойнак, шарбаткоса для сладостей. Многочисленны и образцы хозяйственной и бытовой посуды - подносы-лайли, крышки для закрывания пищи - саври, ведра - сатил, кружки и черпаки - сархуми и дулча, шумовки - капгир, тазики для умывания - дастшуй, шкатулки для хранения драгоценностей - сандукча, приборы для курения - мисчилим, пеналы - каламдон и ритуальные сосуды - чилькалит, подсвечники - чирог и шамдон.
Создавать художественные металлические изделия на территории современного Узбекистана начали с середины I тысячелетия до н.э. На художественных изделиях домашнего обихода доисламского периода выявлены рисунки, отображающие светские события, что свидетельствует о широкой распространенности этой профессии.

В VI-VII вв. в композициях металлических предметов от конкретных образов мастера переходят к более свободным изображениям. Узкогорлые, грушевидные, красивые кувшины, полуовальные миски, плоские ляганы украшали узорами "буртма", "чекма" и "уйма". В результате схемы композиций, как и на покрытых эмалью керамических изделиях Х-ХII вв., стали выполнять по единому шаблону.

В середине ХI века в прикладном искусстве Мавераннахра стало преобладать украшение орнаментом. Мотивы орнамента чеканных изделий традиционны для всех видов узбекского декоративно-прикладного искусства. В основном, это растительные, геометрические и реже зооморфные узоры, каллиграфические надписи. На бронзовых изделиях ХI-ХП вв. изображаются сцены охоты на гепардов, зайцев и других зверей; в зодиакальных композициях - козел и корова, птицы и рыбы. В чеканке раннего средневековья применяли ровный узор "ислими", позднее - "гирих". Распространение эпиграфического узора было новшеством. Нежная вязь, выполненная методом "куфи" или "насх", выражали пожелание здоровья, богатства и счастья владетелю сосуда.

Самаркандская чеканка устойчиво сохранила художественные традиции, сказывающиеся в формах изделий и в системе их убранства. Оригинальная форма самаркандских "чойдишей" удержалась до наших дней. Ручки сосудов делались иногда ажурными - "шабака", что наблюдается только в нашем регионе. В орнаментальных композициях часто встречается четырехлепестковый цветок "чорбарг". В фондах музея наиболее широко представлена самаркандская школа.

Кроме того, в музее представлена интересная коллекция инструментов, которыми пользовались мисгары. Здесь представлены самые разнообразные по форме и назначению предметы, заготовки в процессе работы.
Наряду с традиционными изделиями узбекских мастеров-мисгаров в фондах музея имеются образцы художественного и бытового металла из России, Польши, Индии, Китая, Афганистана, Ирана, Турции и Кавказа.

Гулбахор
АБДУРАХМАНОВА,
старший научный
сотрудник государственного музея истории культуры Узбекистана.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив