Последние

Его называли восточным Сикейросом История

18 августа художественная общественность нашей республики отмечала 105-летие со дня рождения Народного художника Узбекистана и Татарстана Чингиза Габдурахмановича Ахмарова. Это был художник-титан, которому, казалось, подвластна любая область живописи - от миниатюры до масштабной фрески. Он был тонкий, с широчайшим кругозором педагог, воспитавший сотни талантливых учеников и оставивший после себя собственную школу - школу Ахмарова.

Чингиз Ахмаров родился в Троицке (ныне Челябинская область, РФ) в интеллигентной татарской многодетной семье. Как отмечает в своей статье "Сын двух народов" Рауль Мир-Хайдаров, "это была ярчайшая семья первой дореволюционной татарской интеллигенции, это были те, кто открывали школы, медресе, строили мечети, создавали библиотеки, типографии, издавали газеты - несли свет, просвещение в народ".
Рисовавший с самых детских лет, Чингиз Ахмаров учится сначала в Пермском художественном техникуме, а затем, в годы Второй мировой войны, в эвакуированном в Самарканд Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. "Подлинным и основополагающим началом моего формирования как художника стал Самарканд", - напишет позже Ахмаров в автобиографической книге "На пути к прекрасному. Воспоминания". Самарканд войдет в художника в 1931 году, когда Ахмаров переедет в древний город из Карши, куда их семья, в свою очередь, переехала в 1927 году из-за болезни отца.

"В это время на улицах Самарканда работали педагоги только что созданного художественного техникума - замечательный художник Павел Беньков и его ученица Зинаида Ковалевская, запечатлевавшие страницы истории прославленного города, его архитектурные памятники, облик горожан - горделивых старцев, женщин, закутанных в белые покрывала, - на фоне прекрасной природы и пейзажей Самарканда", - будет вспоминать Чингиз Габдурахманович, с тонким лиризмом описывая затем всех талантливых мастеров кисти, живших и творивших в те годы.
До поступления в московский художественный вуз (1935) художник окунается с головой в работу самаркандской "Изофабрики", которая занималась оформлением и украшением улиц и зданий города в дни праздников, создавала материалы для наглядной агитации, предназначенные для махаллинских клубов, школ и детских садов. Казалось бы, рутинная работа, но под руководством увлеченного Оганеса Татевосяна, рядом с учениками Р. Фалька Варшамом Еремяном и Надеждой Кашиной, Еленой Коровай и Георгием Никитиным Ахмаров приобретал опыт, о ценности которого можно судить по его работам зрелого периода.

Тогда же начал проявляться его педагогический дар. В 1931-32 годах он преподает рисование и черчение в таджикской школе, расположенной в старой части Самарканда. "Я стремился пробудить в детях любовь к искусству, научить их любить живопись, постигать ее секреты, расширить их знания", - напишет Ахмаров в книге, будучи к тому времени профессором Ташкентского государственного института культуры им. Островского (ныне Государственный институт искусств и культуры Узбекистана).

Военные годы самаркандской эвакуации известных художников и общение с ними помогли Ахмарову достичь высокого уровня мастерства. В конце 1942 года будущий народный художник на "отлично" защитил свою дипломную работу и был принят в аспирантуру при институте. В 1944 году по рекомендации И. Грабаря он был включен в творческую группу по оформлению интерьеров Театра оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте (архитектор А. В. Щусев). Работа Ахмарова была оценена Сталинской премией I степени, открыла путь к широкому всесоюзному признанию. В 1952 году Ахмарова приглашают в Москву для участия в создании мозаики "Дружба народов" на станции метро "Киевская-кольцевая", а в 1956 г. он участвует в работе над росписью плафона в вестибюле гостиницы "Украина". Творческое "турне" Ахмарова по стране с успехом продолжалось на рубеже 1950-60-х: Казань, Днепропетровск, Кемерово, Сочи, Красноярск.

Наряду с монументальными работами, которые сравнивали с работами Д. Сикейроса и Д. Риверы, Чингиз Ахмаров создает живописные портреты: балерины М.Плисецкой, художника Р. Тимурова, поэтессы Зульфии. Плодотворно Ахмаров работает и для кино. Он создаст более 50 эскизов костюмов для фильма "Поэма двух сердец" Камиля Ярматова, что послужит образцом для молодой киностудии.
В 1964 году Ахмаров оформит "Кашмирскую легенду" Шарафа Рашидова. В эти же годы к нему приходят слава, почёт, уважение, он становится Народным художником Узбекистана, а в 1967 году получает Государственную премию имени Хамзы. С обретением Узбекистаном независимости его награждают высшим орденом страны "Буюк хизматлари учун".

Многогранное творчество Ахмарова основывается на эстетических принципах восточной художественной культуры, литературы, поэзии, живописи. Он знал наизусть поэмы Хайяма, Амира Хосрова Дехлеви, Рудаки, Хафиза, Алишера Навои. И вдохновленный поэтическими образами, а также колоритом Самарканда, Ахмаров выражал в живописи свое видение Востока.

Влад СТАСОВ.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив